Минэкономразвития посоветовало железнодорожникам вместо новых трасс вокруг Москвы строить высокоскоростные магистрали в регионах, первым в списке назван участок Омск — Новосибирск.

ОАО «РЖД» не удалось заручиться поддержкой минэкономразвития по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Министерство сомневается в экономическом эффекте этого проекта, а взамен предлагает строить высокоскоростные магистрали между городами-миллионниками в Поволжье, Сибири и на Урале. Это даст мощный толчок развитию этих регионов, убеждают чиновники.

Как стало известно РБК daily, на прошлой неделе минэкономразвития направило письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с проектом доклада президенту, в котором изложило свою точку зрения на планы по ВСМ. В письме министерство предлагает отказаться от обсуждаемых проектов строительства магистралей Москва — Санкт-Петербург и Москва — Екатеринбург. Чиновники подсчитали, что при строительстве дороги между двумя столицами экономия по времени не превысит 45 минут (сейчас поезда «Сапсан» преодолевают это расстояние за 3 часа 45 минут). Проект строительства ВСМ-2 из Москвы в Екатеринбург через Казань и Нижний Новгород ведомство не поддержало из-за его чрезмерной протяженности, посчитав, что расстояние в 1180-1370 км (в зависимости от того, как пройдет маршрут) лучше преодолеть по воздуху.

Взамен ведомство предлагает рассмотреть в качестве пилотных проектов участки Омск — Новосибирск, Казань — Самара, Новосибирск — Красноярск, Казань — Екатеринбург и Казань — Уфа. Это создаст дополнительные условия для увеличения объема производства и развития регионов.

Тема с возможным строительством высокоскоростных магистралей на некоторых из этих участков уже неоднократно поднималась РЖД. Например, монополия предлагает реализовать проект Казань — Самара (протяженность 560 км, предполагаемая стоимость 787 млрд. руб.), Омск — Новосибирск (расстояние 630 км, цена 890 млрд. руб.), Новосибирск — Красноярск (700 км, более 1 трлн. руб.), а также Екатеринбург — Тюмень, Екатеринбург — Челябинск. В августе президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения о целесообразности развития высокоскоростного движения в России. Свою позицию по этому поводу должны были высказать минэкономразвития, минфин и минтранс. Предложение минэкономразвития исключительно политическое, оно не имеет под собой никакого экономического обоснования, говорят эксперты.

Борис Куркин