Не каждый мужчина, работая водителем маршрутки, выдерживает все тяготы этой нелегкой профессии. А тут за рулем – блондинка.. Причем уже почти десять лет. Сейчас омичка работает на маршруте №222.
– Наталья, как реагируют пассажиры, когда видят женщину за рулем?
– По-разному. Но женщины к этому относятся спокойнее, чем мужчины. Одни начинают подшучивать, кто-то пытается хамить, а иные говорят «не, на такой маршрутке не поеду». Я по началу обижалась, а теперь спокойно к этому отношусь.
– Жалоб от пассажиров много?
– Не много, но бывает. К вечеру устаю, могу не услышать, если тихо пассажиры говорят, где хотели бы выйти. Или на остановке, вижу, никого нет и никто не выходит. Остановилась, но дверь не открыла. Посмотрела в зеркало – никого нет, и поехала дальше по маршруту. А на следующий день – жалоба: не остановилась, не подождала. Просто женщина тихо ходит и была в тени остановки, и я ее не заметила. Если бы увидела, конечно, подождала бы. Молодые люди заткнут свои уши наушниками и ничего слышать не хотят, сидят в конце салона до последнего, а потом возмущаются, что проехали свою остановку.
– Как реагируете на безбилетных пассажиров?
– Зависит от ситуации и самого пассажира. Если женщина с двумя детьми подает на один билет, я ни слова не говорю. Понимаю, у самой дети. Или кто-то вежливо просит одну или две остановки проехать совсем без денег, никогда не ворчу и не устраиваю сцен. Но если заходит пьяный и демонстративно говорит, что денег нет, тут я молчать не стану. А вообще, кондуктора у нас нет, и мы работаем почти на доверии, подавляющее большинство пассажиров, конечно, платят за проезд, но если кто-то не заплатил, это, я думаю, дело его совести. Ему с этим жить.
– Стрессовых ситуаций в вашей работе хватает, как снимаете стресс?
– По началу я долго переживала каждый конфликт, а сейчас стараюсь плохое сразу забыть или вытеснить чем-то хорошим. И в этом мне помогает мой муж, он всегда успокоит, даст мудрый совет. Кстати, он тоже водитель маршрутки.
– И как он относится к вашей работе?
– Лучше у него спросить... Конечно, он бы хотел, чтобы у меня была более спокойная работа, или была бы я домохозяйкой, но… Нужно зарабатывать на жизнь, на детей.
– В этой профессии тяжело оставаться женщиной?
– Длинные ногти тут только мешают (улыбается). Но я не думаю, что надо специально всем показывать, что едет ЖЕНЩИНА за рулем. Нет такого стиля вождения – «женский». Ты либо профессионал, либо нет. Конечно, не могу сказать, что поменять колесо – чисто женская работа, но если надо, я это сделаю.
– Как вас воспринимают на дороге коллеги-мужчины?
– Одни и улыбнутся, и посигналят, и рукой помашут. А другие, если увидят, что женщина за рулем, наоборот, стараются показать, что они на дороге главные. А совсем недавно случай был. Метель, видимость небольшая, впереди еле-еле ползет автобус, дорога в две полосы. Начинаю обгонять, а перед автобусом джип, тоже еле едет. Я, конечно, и его обгоняю, но вдруг вижу, показалась встречная машина. Я чуть прибавила, включаю поворот и аккуратно принимаю вправо, думая, что адекватный водитель видит обгоняющую машину, да еще и автобус (как у общественного транспорта у меня преимущество), чуть притормозит и даст завершить маневр. А этот джип, тоже начинает скорость прибавлять. Мне уже деваться некуда, еще прибавила и еле ушла от столкновения, ну и, конечно, наверное, чуть прижала этого, на джипе, хотя мог бы просто уступить дорогу. Доехала до остановки, высаживаю пассажиров, догоняет меня этот джип и перегораживает дорогу. Выходят из него двое здоровых мужиков, бегут к моей двери, распахивают ее и видят меня. В первую секунду у них замешательство: наверное, были в полной уверенности, что за рулем тоже мужик. Я выхожу из кабины, думая, что сейчас они остынут и просто поговорим. Но запал ярости у них был такой, что остановиться они уже не могли и произошла настоящая драка. А теперь судите сами: разве это мужчины? Мало того, что по-хамски ведут себя на дороге, так еще и готовы поднять руку на женщину. Хорошо еще, у них оружия при себе не было. В общем, конечно, не женская это профессия, но другой у меня пока нет. Буду работать тут, пока могу…
– А каковы, на ваш взгляд, перспективы работы водителя маршрутки?
– Ситуация на рынке пассажирских перевозок с каждым годом все сложнее. С одной стороны, растет конкуренция среди частных перевозчиков, а с другой, невооруженным взглядом видна политика департамента транспорта на постепенное вытеснение частных перевозчиков. Оставят одни муниципальные автобусы, увеличат интервал движения, и будет все, как в начале девяностых: нет транспорта, и жаловаться некому. Не понимаю пока, зачем это нужно, но думаю, все к этому идет. В конечном итоге проигравшими будут жители города. Частные перевозчики – это такие же частные предприниматели, они себе применение найдут. А люди, кто побогаче, купят личное авто или будут ездить на такси, а кто не сможет купить машину даже в кредит, будет подолгу ждать на остановке. А сегодня большинство отвыкло ждать даже пять минут. Еду по маршруту за предыдущей маршруткой, интервал меньше семи минут, и каждый день есть один-два пассажира, которые заходят в салон со словами: «Сколько можно вас ждать?». Я год от года наблюдаю, как пассажиры все меньше улыбаются, все меньше у них остается терпения и друг к другу, и к нам, водителям. Омск – хороший город. О дорогах стали больше заботиться. Надо еще, чтобы кто-то заботился об уровне жизни людей. Может, и люди станут добрее.
Справка:
Водительские права Наталья Ляшкова получила в 19 лет, имея опыт вождения мотоцикла, и сразу купила недорогой ВАЗ 2101. Так что водительский стаж уже внушительный.
Пробовала себя в разных направлениях бизнеса: и торговала, и мебель собирала, хотя закончила медицинский колледж. В эпоху зарождения маршруток вложила деньги в покупку «газелей», наняла водителей и вместе с мужем контролировала свой маршрут. Потом времена изменились, доходы стали падать, и, чтобы сократить издержки, сама села за руль. Так и осталась.
Беседовал Семен Прокопьев