Ее выступление вызвало волну негодования.

Вчера на площади у Музыкального театра прошел митинг: как кратко выразил суть события его ведущий, депутат Законодательного Собрания Андрей Алехин, митинговать собрались «против беспредела в ЖКХ».

Организаторов не удовлетворило количество присутствующих: по оценкам инициатора проведения митинга, председателя Общества по защите прав в сфере ЖКХ Александра Лихачева, на площади собралось всего лишь около 500 человек.

И это неудивительно: морозным субботним утром многие предпочли остаться дома. Однако Александр Лихачев сразу предупредил, что митинг продлится час, а его главное событие ждет собравшихся в самом конце. Выполнить пожелание организаторов – не расходиться и дотерпеть до конца – для многих оказалось непросто. И остается лишь подивиться стойкости пенсионеров, которые продержались на ногах целый час – точнее, как выяснилось впоследствии, даже больше.

Как рассказал в недавнем интервью BK55 Александр Лихачев, митинги для него – формат непривычный. Однако в условиях неизменного равнодушия чиновников было решено все же попробовать этот метод воздействия, чтобы выяснить, готовы ли недовольные ситуацией в сфере ЖКХ проявить свою позицию. На обсуждение были вынесены темы, тревожащие всех: рост тарифов на коммунальные услуги, урезание льгот, ситуация с капремонтом, ОДН.

Начав свое выступление перед омичами, Лихачев признался: митинги он считает неудобными.

– Мне пришлось оставить свой портфель на крыльце, – аргументировал он, указывая в сторону своего одиноко стоящего имущества.

Между тем, участники митинга стали проявлять непослушание. На крыльце Музыкального театра, которое служило сценой, стали собираться посторонние. Александр Лихачев попытался утихомирить омичей, которые начали беседу за его спиной. Пристыженные, они поспешно отошли друг от друга с выражением вины на лице.

Проиллюстрировать проблему ОДН было доверено одной из восьми выступающих – Ольге Россомахиной.

– Я ее знаю, она час будет это рассказывать, – шепнула женщина из толпы соседке.

И действительно, председатель совета многоквартирного дома №1 по ул. Попова Ольга Россомахина задержалась на сцене дольше других выступающих. Андрей Алехин по просьбе Александра Лихачева несколько раз подходил к ней с просьбой закончить речь, однако женщина не успокоилась, пока не донесла до горожан проблему во всех подробностях.

– Я волнуюсь, – призналась она.

Омичка рассказала о том, как вместе с соседями поставила недешевый общедомовой прибор учета тепла. Она отметила, что большинству выгоднее оплачивать услуги по фактическому потреблению. Однако такой возможности жильцов попросту лишили: их договор об оплате по факту был расторгнут.

– Раньше мы хотя бы понимали, за что платим. В квартире холодно, мы добавили отопление и заплатили побольше. Мы не можем понять, чьи интересы защищают чиновники. Должны защищать наши, но, получается, олигархов. Новый губернатор знает о ситуации, но она не меняется. Есть дома, на которых нет общедомовых приборов учета тепла, но не думайте, что и их не обманывают, – обратилась к митингующим Ольга Россомахина.

Омичи с трудом дождались финала ее выступления, то и дело выкрикивая: «Заканчивайте!», «Мы это и так знаем!», «Кому вы говорите!». Прошло более сорока минут, и люди попросту замерзли. Некоторые пытались согреться разговорами и попытками подвигаться, но выступающие стремились их приструнить.

– Я смотрю, у нас там левый фланг зашевелился! Вам неинтересно? – вопрошали ораторы.

Омичи, в свою очередь, отпускали колкости в сторону спикеров и устраивали микро-конфликты.

– Да его и слушать не надо, он клоун!

– Сама ты клоун, иди отсюда! – сцепились две женщины.

Пылок в своей речи был депутат Заксобрания Константин Ткачев.

– Основные принципы современного ЖКХ – жульничество, воровство и коррупция! Государство залазит в наши карманы с каждым разом все глубже! Взять закон о капремонте жилья: нас заставляют, нас вынуждают платить! А не обязаны ли администрация города и фонд капремонта выполнить свою работу? Сроки ремонта постоянно переносятся! Чиновники об этом не беспокоятся, а мы продолжаем платить. Кому мы платим? – задал риторический вопрос оратор.

Он также добавил, что «из достоверных и надежных источников стало известно» о 500 миллионах рублей, которые лежат в банке на счету фонда капремонта и почему-то совсем не приносят пользы омичам, живущих в разваливающихся домах.

– Господа чиновники, что вы творите? – спросил Константин Ткачев.

Дали слово и представителям области: депутат совета Омского района Татьяна Лукина рассказала о том, как на головы местных жителей буквально обрушился рост тарифов по «коммуналке». Используя лазейку в законе, местные чиновники подняли тарифы сразу на 20%, хотя было предупреждение о незначительном росте, который ожидался лишь спустя полгода после фактического подорожания.

После долгой борьбы и ходьбы по инстанциям местные жители все же победили: им вернули прежние тарифы. Но чиновники опять обошли их, получив право ввести новые тарифы ступенчато. Так все вернулось к тем же грабительским 20 процентам.

Достучаться до чиновников омичам предложили, не сходя с Театральной площади. Митингующим требовалось лишь отвечать на разносящиеся динамиками вопросы, причем ответы звучали еще до того, как они слетали с языков омичей.

– Вы согласны с ОДН?
– Нет!
– Вас устраивает плата за капремонт?
– Нет!
– Справляются с работой областные чиновники?
– Нет!
– Мы будем бороться?
– Да!
– Мы победим?
– Да!

Ответы омичи выкрикивали с готовностью, пытаясь выполнить поставленную ведущими задачу: «Попробуем, чтобы нас услышали, что в одном здании с флагом, что в другом».

В финале Александр Лихачев зачитал резолюцию, которую затем донесут до представителей властей разного уровня. Здесь практически все потеряли терпение: перечисление пунктов с пояснениями оказалось не менее долгим, чем выступление Ольги Россомахиной. Не дождавшись конца документа, дрожащие и пританцовывающие от холода омичи кричали:

– Согласны!

Однако, как показало голосование, согласны оказались все же не все. В лесу рук митингующих, подержавших резолюцию, обнаружился ровно один «оппозиционер». Правда, как выяснилось впоследствии, девушка, поднявшая руку, против резолюции ничего не имела - она оказалась хозяйкой того самого подвала на ул. Ватутина. Когда голосование завершилось, она подошла к Александру Лихачеву извиниться за несвоевременный жест и записаться на прием.  

Александр Лихачев после митинга не ушел: он предложил выслушать всех желающих в личном порядке. Предложения, выдвинутые им, его единомышленниками и неравнодушными омичами, отправятся в путь по стране, оставив городу надежду. Если же ничего не изменится – в августе пройдет еще один митинг.

С резолюцией в поздней редакции можно ознакомиться здесь Резолюция.doc. Несколько пунктов появилось в ней благодаря активному участию в обсуждении документа читателей BK55.

Фото: Ю.Ожерельева