Депутаты по-прежнему могут состоять во всех комитетах. Было бы желание.
Сегодняшнее заседание Омского горсовета начиналось достаточно скучно – в соответствии с недавно сложившейся традицией. Депутаты голосовали без обсуждения, быстро переходя от вопроса к вопросу. Но что-то пошло не так, когда речь зашла о членстве в комитетах.
Тема эта поднималась уже не раз. Осенью, когда очередной созыв городского парламента начал работу, депутаты записывались практически во все комитеты – для того, чтобы добиться избрания в председатели «своего» (по крайней мере, тогда так все думали). После первых заседаний ожидался массовый исход из комитетов, но это так и не произошло. В результате появилась на свет инициатива Юрия Федотова.
– У нас сложилась ненормальная ситуация, в которой в каждом комитете собирается почти весь Горсовет, – объяснил депутат. – Заседает по 30 человек! Часто даже нет возможности рассадить гостей в зале для заседаний. Если так, давайте отменим заседания комитетов и будем проводить пленарные заседания 4 раза в месяц!
Федотов предложил ограничить деятельность каждого депутата участием в работе 3 комитетов. Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию.
– У нас нет оснований поддерживать это предложение, – заявил вице-спикер Андрей Ткачук. – Кворум собирается всегда, ни одно заседание не сорвано...
О том же заговорил и Дмитрий Петренко:
– У меня вопрос к главе финансово-бюджетного комитета, – сказал он. – Юрий Николаевич, на ваших комитетах в течение осенней сессии кворум собирался всегда. Так зачем сейчас вносить такие предложения?
Дальше депутат-коммунист счёл необходимым начать «правовой ликбез», как он выразился. Интересно, что на паре осенних заседаний Федотов на правах опытного парламентария объяснял Петренко какие-то базовые правила парламентской работы, тоже называя это «правовым ликбезом», и сегодняшнюю пикировку при желании можно было считать ответным ударом. Коммунист говорил о том, что Горсовет должен обеспечивать соблюдение прав депутатов как избранных лиц, что инициатива Федотова – это запретительная мера, и что он, Петренко, избирался на совсем других условиях.
Инна Гомолко из «Единой России» продемонстрировала удивление в связи с происходящим:
– Почему мне рекомендуют выходить из комитетов, если я – избранный народом депутат? На моём округе 66 тысяч избирателей, я должна представлять их интересы...
С ответной репликой выступил Алексей Сокин, который, правда, высказался не совсем по сути: округ у него с Гомолко один, и он точно знает, сколько там избирателей (49 тысяч). Сокин, кстати, поправку Федотова поддержал, равно как спикер Владимир Корбут и глава фракции «Единой России» Сергей Дроздов. Логика была разной: Корбут напирал на то, что гипотетический лимит на комитеты превышают всего 8 депутатов, а Дроздов объяснял, что состоять в комитете необязательно, чтобы принимать участие в обсуждениях. Очень туманно высказался первый вице-спикер Юрий Тетянников: «Эта инициатива работает на будущее, а мы тут обязательно покончим с лоббизмом на местах, вы, конечно, понимаете, о чём я». О чём говорит Юрий Александрович, поняли, как минимум, не все.
Расклад сил к этому моменту прояснился полностью. За неограниченное членство в комитетах выступали представители «Оплота» (Андрей Ткачук, Олег Афанасьев, Инна Гомолко, Юрий Козловский), к которым предсказуемо примкнули коммунист Дмитрий Петренко и единоросс Алексей Саяпин. Федотов и Сокин не впервые пикируются с «Оплотом», обвиняя его в лоббировании собственных интересов, но при этом получают не слишком активную поддержку от коллег.
Сегодня заявления о «лоббизме» звучали с обеих сторон. Федотова «оплотовцы» обвиняли к тому же в прямом обмане и двойных стандартах.
– Я тут вижу какую-то двойную логику, – объявил Ткачук. – На заседании, где решался вопрос о составе комиссии по ПЗЗ, Юрий Николаевич говорил: «Пусть все участвуют». А теперь что?
Жаркое обсуждение с криками с мест и прерыванием оппонентов затянулось на целый час, так что Корбуту пришлось даже объявить перерыв. В самом начале второй части встречи Петренко бросился к президиуму, где начал без микрофона что-то объяснять спикеру; при этом он энергично махал руками, так что журналисты встали с мест и затаили дыхание: неужели беседа перейдёт в непарламентское русло? Но «украинизация» заседания так и не случилась. Голосование показало, что мнения делятся поровну: 18 из 36 присутствующих были «за». Но для принятия решения этого было недостаточно, так что федотовская поправка не прошла.
Получается, депутаты и дальше могут состоять в каком угодно количестве комитетов. Одна из противоборствующих горсоветовских группировок явно считает такую ситуацию оптимальной.