Майор запаса, ветеран боевых действий и ветеран труда, который сейчас работает в Омском кадетском корпусе рассказал, кому в армии не место, какие качества отличают настоящих мужчин и кто должен отмечать День защитника Отечества.
– Как вы относитесь к празднику, который отмечается 23 февраля? Есть ли у вас традиции с ним связанные?
– К празднику отношусь с уважением, это дата связана с образованием Красной армии, которая остановила фашизм и спасла мир от неминуемой гибели. Семейная традиция – посидеть с близкими за праздничным столом и в очередной раз посмотреть фильм «Офицеры».
Она, правда, появилась не так давно. До этого ритм военной службы не позволял расслабляться. Вообще считаю не совсем правильным, что этот праздник превратился в своеобразный «мужской» день. Мальчиков необходимо поздравлять всех и насыщать этот день военно-патриотическими мероприятиями, а мужчин, далёких от тягот и лишений военной службы, думаю поздравлять в этот день не с чем.
– Как вы попали в армию, почему решили связать с ней свою жизнь?
– После школы я поступил в Омское высшее общевойсковое командное училище имени М.В. Фрунзе, это была без преувеличения кузница офицерских кадров страны. Военным мечтал быть с детства и ни разу не пожалел о выборе профессии.
– Какие у вас были кумиры в детстве и юности?
– Примеры для подражания у меня были те же, что и у миллионов советских детей. Жаль, что сегодняшняя детвора не знает о подвигах пионеров-героев, Молодой гвардии и ещё о многом на чём воспитывали нас.
Хотя и сегодня есть с кого брать пример и гордиться, я говорю о последнем событии, которое, думаю, затронуло всех жителей нашей страны, о погибшем в Сирии лётчике, майоре Романе Филиппове. Этот парень показал всему миру силу духа Российской армии, он настоящий герой.
– Вы 8 лет служили на Кавказе, принимали участие в боевых действиях. Встречались ли вы там с примерами настоящего мужества и героизма?
– Примеры героизма на войне случаются очень часто. К сожалению, не все они отмечены высокими наградами и не обо всех узнают люди. Самопожертвование ради спасения товарищей, героическая смерть на поле боя, присущи всем поколениям нашей армии.
– Правда ли, что в таких условиях человек всегда показывает свою истинную сущность?
– Действительно, на войне человек раскрывается как на ладони, сразу становятся видны его сильные и слабые стороны. Иногда восемнадцатилетние ребята совершали такие поступки, что трудно понять, откуда в них эта стойкость, мужество и твёрдость характера. Может это у нас генетически передаётся или с молоком матери впитывается. Было конечно всякое на войне, но трусости и предательства было меньше и осуждалось это всегда и всеми.
– Приходилось ли применять на войне смекалку, военную хитрость?
– Очень часто использовали хитрость применяемую ещё во время Великой Отечественной войны – назначали связистами ребят, призванных из Якутии и других регионов Сибири и Дальнего Востока, которые хорошо владели как русским, так и родным языком. Боевики, прослушивая наши переговоры по средствам связи, конечно, не ожидали, что они будут вестись на якутском или бурятском наречии. Земляки-связисты, служившие в разных подразделениях, быстро принимали и передавали служебную информацию своим командирам, чем обеспечивали скрытность переговоров.
– Есть такая грубоватая фраза «Не служил – не мужик». Вы с ней согласны?
– Безусловно, служба в армии – это почетная обязанность каждого мужчины и выполнение этого требования продиктовано историей нашей страны. Но есть исключения, например, состояние здоровья юноши не позволяет ему проходить службу. Вины в этом его нет. Либо человек работает учителем в отдалённом уголке нашей Родины – это не менее важно, чем служба в армии.
К «уклонистам» я отношусь негативно, думаю доверять таким ребятам не стоит. Но и как-то притеснять таких людей не следует, пусть это будет на их совести. Если человек слаб телом и духом, ленив и трусоват, имеет женские стратегии поведения – в вооруженных силах ему не место.
– Часто День защитника Отечества считают именно мужским праздником, вы об этом уже упоминали. Но ведь женщины также служат и воюют, если приходится. Случалось ли вам служить вместе с женщинами-военными? Чувствовали ли вы, что они с вами на равных?
– «У войны не женское лицо», но, несмотря на это, женщины в армии были, есть и будут. Существует ряд военных специальностей, в которых женщины порой эффективней мужчин. Хотя история вооруженных конфликтов хранит примеры, казалось бы, сугубо мужских военных профессий, таких как танкисты, лётчики, снайперы, на которых женщины имели большие боевые заслуги.
В Чеченском конфликте я встречал много женщин-военнослужащих, видел как им тяжело, и самое тяжёлое, наверное, это расставание с детьми. Материнское сердце даже в самых тяжёлых условиях войны, всегда будет тревожиться о своих детях.
Мы, офицеры, как могли, пытались обеспечить для них хотя бы улучшенные бытовые условия, оградить от опасности. «На равных» себя с женщиной никогда не чувствовал, пусть в форме, но это женщина, и отношение к ней должно быть соответствующее.
– Сейчас вы работаете в Омском кадетском военном корпусе, участвуете в воспитании будущих офицеров. Как думаете, какие качества нужно прививать мальчишкам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?
– Я считаю, что начинать прививать нужные качества будущему мужчине необходимо в семье. И эта семья, по возможности, должна быть полной, с мамой и папой. Современные реалии таковы, что полных семей у нас, к сожалению, становится всё меньше, а ведь мальчику очень важен отец.
Небольшим спасением в этой ситуации служат действующие кадетские корпуса и суворовские училища, в которых с пятого класса воспитывают будущих защитников Родины. Омский кадетский корпус уже 205 лет воспитывает верных сынов отчизны, патриотов родного края.
Сегодня все кадеты нашего корпуса с гордостью носят эмблемы ВДВ и это добавляет нам ответственности в подготовке ребят, ведь не секрет, что Воздушно Десантные Войска – это элита нашей армии.
Говоря о качествах, присущих настоящему мужчине, я бы отметил, отношение к женщине, своей семье, родителям, верность выбранному делу и Родине.
– Хотели бы вы для собственных детей военной карьеры?
– У нас в семье все мужчины служили, участвовали во всех войнах, начиная с первой мировой. Специально сына подталкивать к продолжению военной династии не буду, это его выбор, и он должен быть добровольным и осознанным. Знаю одно, от сотрудников военкомата у нас в семье никто не бегал и в погребах во время войны не отсиживался.