Есть ли какие-то обстоятельства, которые мешают Александру Леонидовичу бросить неудобный багаж и пойти налегке?

Кадровая политика всегда была слабым местом Виктора Назарова и мишенью для критики омского губернатора №2 со всех сторон. Его назначенцы в невиданных прежде количествах отправлялись под суд, становились антигероями журналистских расследований, получали тюремные сроки и официально признавались категорически непригодными к занятию руководящих должностей в госаппарате. Нельзя сказать, чтобы это чему-то научило Виктора Ивановича: даже в последние месяцы своего правления он принимал сомнительные кадровые решения, выдвигая на ведущие посты людей со «своеобразными» репутациями.

Сначала он ручался за своего выдвиженца – а потом того скоропостижно выводили под руки из здания облправительства.

По-видимому, такие инциденты существенно приблизили тот момент, когда у нас появился новый губернатор – никогда раньше в Омске не бывавший, не знакомый с местными элитами, не имеющий здесь друзей и врагов. От «варяга» можно было ждать формирования абсолютно новой команды даже в том случае, если бы его предшественник лучше разбирался в людях. Но не тут-то было. Тихо ­уволив одного одиозного министра и публично оттоптавшись на другом, Бурков назначил всем остальным испытательный срок, плавно переходящий в спокойную плановую работу. Добавились новые люди (все-таки один из замов отбыл в Хакасию, а одному бывшему кандидату в мэры понадобилось дать интересную должность), но основная назаровская команда осталась там, где была – у штурвала.

На выходе складывается парадоксальная картина: при формальной «перезагрузке» регионом руководят всё те же люди. Как видно, даже смена губернаторов не заставила тех, кто принимает решения, задуматься над вопросом: не пора ли подыскать новые кадры – с более ярко выраженными административными способностями, с более однозначным прошлым, с более явным желанием улучшить жизнь Омска и области?

№1 Кардинал из «серого дома»

Под номером первым определенно стоит упомянуть Игоря Бондарева, который сейчас курирует Министерство промышленности, Главное управление региональной безопасности и Главное управление информационных технологий. Почти пять лет возглавлял он областное Управление ФСБ, а в 2014 году, еще в первый назаровский срок, перебрался в областное правительство. Это было очень своеобразное кадровое решение: зампред губернатора, сохраняющий связи со спецслужбами, располагающий чемоданами компромата, а, по неофициальным данным, еще и близкий родственник одного из министров, не мог не сосредоточить в своих руках слишком серьезное теневое влияние.

Гипотетический «серый кардинал» после отставки Станислава Гребенщикова даже замещал первого зампреда, а при Буркове на время частых поездок последнего в Москву становился «врио врио» – «временным в квадрате».

Возможно, изначальной задачей Бондарева было подкрепить слабого губернатора в его противостоянии местным «кланам», но результат оказался несколько иным: именно омские олигархи оказались фактическими хозяевами положения к концу назаровской пятилетки. Отсюда и предположения, что вечно пребывающий в тени зампред (остававшийся, кстати, офицером ФСБ) в какой-то момент начал играть за другую команду.

По неподтвержденной информации, в конце прошлого года Бондарева прочили в федеральные инспекторы по Омской области на место Сергея Лицкевича. Такое назначение совсем уж четко показало бы, что к чему, потому, наверное, и не прошло. Бондарев остается замом губернатора и обладателем репутации «серого кардинала», упоминающимся в разных журналистских версиях: о внутриклановых разделах сфер влияния, о перекраивании бюджетов и значимых частных активов. Кто контролирует секретный инвестфонд, получивший половину «Евромеда»? Кто «наезжает» на «Рассвет» Нателы Полежаевой? Однозначных ответов нет, а предположения есть.

№2 Министр в белом

Целых пять ведомств – минздрав, минтруда, минспорта, минобразования и Главное управление государственной службы занятости – курирует сейчас Андрей Стороженко. Карьера врача-уролога пошла в гору в «лихие 90-е»: когда его отец возглавлял областное УВД, Стороженко-младший был главврачом детской городской клинической больницы №3 и главврачом Советского округа; потом было восхождение по медицинско-бюрократической линии (начальник городского управления здравоохранения, замглавы и глава Росздравнадзора по Омской области) до уровня министра здравоохранения в обоих назаровских правительствах.

Медицина для «руководящего работника» – сфера очень перспективная и проблемная одновременно. Любому человеку в кресле главы минздрава российского региона придется как-то направлять финансовые потоки из ОМС (в нашем случае речь идет о 24 миллиардах рублей – это громадные деньги) и как-то объяснять, почему медицина работает плохо. Почему персонал грубит пациентам, почему скорая не доехала, а врачи отказались оказывать помощь – казалось бы, необходимую.

Стороженко не мог стать исключением, и справлялся он с обеими задачами довольно неоднозначно. Деньги ОМС почему-то двинулись в частную лавочку «Евромед», половина которого перешла к секретному инвестиционному фонду. Что это за фонд и кто в действительности его контролирует, выяснить не удалось, и, конечно, тут же возникло подозрение, что реальные бенефициары принадлежат к руководству Омской области. Сторонники этой версии готовы вспомнить, что именно на сестре Стороженко был женат Бондарев, а муж дочери ­министра здравоохранения возглавляет одну из фирм Фридманов, и поговорить о «клане Фридманов-Стороженко», работающем «под прикрытием».

С оправданиями на тему некачественной медицины у Андрея Евгеньевича получается тоже не слишком хорошо. Омичи наслушались историй о том, что медсестры-скандалистки просто устали или выпили таблеток: иногда складывается ощущение, что министр готов прийти на помощь любой нарушительнице элементарных правил в сфере здравоохранения. А признавать наличие фундаментальных проблем он не готов: «все идет по плану, здоровье омичей под присмотром».

Изменится ли что-то? Рост аппаратного веса Андрея Стороженко, превратившегося при «позднем Назарове» в замгубернатора и остающегося на этом посту при «временном Буркове», намекает, что нет. С другой стороны, этот министр слишком удачно подходит на роль своеобразной «ритуальной жертвы», которую можно объявить виновником плачевного состояния местной медицины, чтобы улучшить реноме облправительства накануне выборов – или губернаторских, или уже президентских. Александру Леонидовичу определенно стоит об этом подумать.

№3 «Советчик из Филей»

Кардиналов в нынешнем составе областного правительства хватает. Еще один (сложно сказать, какого цвета) курирует сейчас Главные управления внутренней и информационной политики и минкульт. И, похоже, не может отказать себе в удовольствии позаниматься то ли политикой, то ли политиканством. Очень тонкие материи относятся к епархии Владимира Компанейщикова; что ни делай на его месте (признаем это справедливости ради) – всё будет выглядеть, как интрига. Но на что эти интриги направлены? На обеспечение самому Владимиру Борисовичу поста мэра, например, на выполнение условий закулисных сделок, о которых омичи могут узнать только случайно, оставаясь не вполне уверенными в истинности информации. Тем, кто еще не привык к «суверенной демократии» последнего разлива, поверить в происходящее особенно трудно. «Совет в Филях? Ты мне, я тебе? Мэрию в обмен на Горсовет или как-то там еще? Да быть такого не может!» Но все может быть, всё может статься с регионом.

Судя по тому, что мэром Омска стала Фадина, не все интриги одинаково успешны, но это уже детали. Характерно, что в представления Владимира Борисовича об информационной политике вполне вписываются звонки в СМИ с требованием прекратить контакты с определенным источником информации, а для заместителя губернатора это все-таки чересчур.

№4 «Пока сижу»

Гендерное разнообразие в компанию нынешних заместителей Александра Буркова вносит только один человек – тоже часть непростого назаровского наследства. Татьяна Вижевитова заседает в правительстве недавно, всего год с небольшим, но и за это время она успела основательно посидеть на больничном. «Больше полугода болела – таким потом инвалидность дают, а этой три управления дали», – заметил один из комментаторов «БК55». При всей утрированности такой формулировки приходится признать, что полгода болезни – это не шутки для целого замгубернатора, и что столь долгое отсутствие высокопоставленного лица на работе правительства совсем не отразилось.

Было ли замечено возвращение Татьяны Владимировны во власть? Бурков «бросил» ее на экологию («экология не выдержала», – упражнялись в остроумии наши читатели), и результаты впечатлили. Проверка скандальной истории про Данилова и гипотетическое браконьерство остановилась из-за того, что ее фигурант ушел на больничный. Погружение госпожи Вижевитовой в тему атмосферных выбросов и вовсе обескуражило: заместительница губернатора рассказала прессе, что никакого этилмеркаптана не было – была простая безветренная погода, из-за которой разные газы образовали новую уникальную смесь. Это выступление Вижевитовой («Кто носом придумал этилмеркаптан? Давайте со всеми предприятиями, загрязняющими атмосферу, рассоримся, и у нас промышленность упадет!») четко показало, что правительство заниматься темой выбросов не хочет и, пожалуй, не ­смогло бы этой темой заняться даже при всем желании.

В этом контексте незачем даже вспоминать былое: старый скандал вокруг кандидатской диссертации, исключение из «Единой России» и более свежий замечательный ответ на вопрос о возможном увольнении. «Пока сижу», – сказала Татьяна Владимировна, и удивительно, но это актуально до сих пор.

Такое наследство досталось Александру Леонидовичу от Виктора Ивановича. На чемодан без ручки из классической истории эта компания похожа только одним: тащить дальше и правда очень тяжело. А есть ли какие-то обстоятельства, которые мешают бросить неудобный багаж и пойти налегке? На первый взгляд их не видно. На второй – тоже.

Впрочем, истина в глазах смотрящего, так что подождем. У Буркова должна бы найтись более удобная кладь.

 

P.S. Статья «Омская тетрархия, или Чемодан без ручки» является частью проекта «Life FAQ Буркову... Созидай и властвуй».

Весь проект можно прочитать в спецвыпуске журнала «Бизнес курс» №01 от 24.01.2018.

Заказать номер с доставкой спецкурьером в офис можно по тел. 399-081, 399-082 (стоимость журнала вместе с доставкой 50 рублей), можно также приобрести журнал в киосках «Роспечати», «Дилижанс» и у частных распространителей.