А значит, нет смысла оставлять потомкам переписанную кем-то наспех историю Омского региона.

В здании правительства Омской области на четвертом этаже есть настоящая картинная галерея. Я бы даже сказал, их там несколько. Одна называется «Галерея губернаторов Омской области XIX-начала ХХ века». Вторая – ее продолжение, завершающееся портретом Леонида Константиновича Полежаева (открывает же череду полотен изображение М.М. Сперанского).

В общем, все чинно-благородно и красиво. Кстати, в качестве «лирического отступления» замечу, что на третьем этаже – тоже картины, только запечатлевшие Почетных граждан области (здесь и Д.Т. Язов, и М.А. Ульянов, и много других имен, включая того же Полежаева и Владимира Алексеевича Варнавского).

Вернемся к губернаторам.

Тут все – и Гасфорд, и последний – Сухомлинов. И даже комиссар Временного правительства Александр Новоселов, расстрелянный в 1918 году. В качестве «гримасы истории» замечу, что его портрет висит рядом с кабинетом первого вице-губернатора, где два года трудился однофамилец Александра Ефремовича – Андрей Александрович Новоселов. Смотрелось любопытно – фото прилагаю.

С финалом выставки на 4 этаже тоже все ясно: Леонид Полежаев с годами правления 1991-2012. Как мне стало известно, в настоящее время идет работа над портретом Виктора Ивановича Назарова. Что ж, все логично. Есть и преемственность, и историчность – все в порядке.

Кроме одного: большие вопросы возникают к портретам людей (безусловно, уважаемых), которые вроде бы руководили областью между 1918 и 1991 годами.
     
Объяснить? Легко!

С веком XIX все понятно – нашему взору представлены генерал-губернаторы. Люди, обладавшие всей полнотой власти. С Полежаевым и Назаровым тоже все ясно. А вот остальные… это все председатели Омского облисполкома. Спору нет, люди заслуженные и известные; вот, Анатолий Блохин, после того как в 1973-1982 гг. руководил исполкомом, переехал в Москву председателем Госкомитета РСФСР по труду.

Но! Реально-то областью руководил кто? Правильно, первый секретарь Омского обкома КПСС.

В том числе в 1961-1987 гг. – Сергей Иосифович Манякин, портрета которого там-то и нет. И, насколько я понял, в свое время это так и было задумано: давайте, мол, сделаем вид, что «рулили» в регионе не «персеки» обкома, а те, кто штамповал решения по их распоряжениям – исполнительные комитеты областного совета народных депутатов. Тогда и портрет не всеми (в те времена) любимого в коридорах власти Манякина вешать не придется.

Ради этого даже в соответствующих справочниках написали черным по белому – цитирую: «В советское время главой исполнительной власти области был председатель Омского областного исполнительного комитета».

Смешно. То есть все знают, что Омск строил и развивал Манякин (в Ленинграде помнят Романова, в Москве – Гришина, в том же Свердловске «главным» работал Ельцин), но официально он что – серым кардиналом был?!..

Мои предложения просты.

Во-первых, признать, что история выглядит несколько иначе – и слегка видоизменить развес картин. Где-то их можно уплотнить, часть – переместить на другой этаж (собрав «исполкомовцев» там).

Во-вторых, изготовить всего несколько дополнительных портретов и восстановить историческую справедливость. Евгений Похитайло и Анатолий Леонтьев и так изображены – они успели и облисполкомом поруководить, и обкомом тоже.

Поэтому потребуется изобразить Манякина, Евгения Колущинского (1955-1961), Ивана Лебедева (1952-1955), Николая Киселева (1949-1951), Сергея Румянцева (1943-1949), Михаила Кудинова (1940-1943), Николая Невежина (1938-1940), Федора Наумова (1937-1938), Дмитрия Булатова (1934-1937) – в общем, еще девять человек.

Леонид Кузик, кстати, тоже есть на портретах в здании – был во главе облисполкома, пока на год (1952) не был переведен первым лицом в обком.

И все станет просто, ясно и логично.

Теперь популярный вопрос «из масс»: зачем все это мне нужно? Во-первых, конечно, «потому что мне больше всех надо».

Во-вторых, не люблю явные глупости. Зачем подставляться – и самим, и власть подставлять? Любой более-менее подкованный человек, который пройдет по этим коридорам (а их там немало бывает, и в основном – федеральные гости + журналисты, ведь на том же 4 этаже – и зал заседаний Правительства региона), не сможет не спросить: вот, Гасфорда вижу, про его Любочку историю знаю, вот Сперанский, вот – Полежаев. Но где же Манякин, про которого столько говорят?

Кстати, он ведь и Почетным гражданином Омской области не стал (только – Омска); видимо, все по той же причине – чтобы и на третьем этаже не было его портрета.

Коллеги, товарищи! Но ведь эта «фобия» ушла из здания правительства сколько-то там лет назад! Теперь, я думаю, все можно: и звание это дать (пусть и посмертно – в Питере вот смогли и Ольге Берггольц, и Анатолию Собчаку присвоить), и с портретами решить.

Просто не вижу смысла оставлять потомкам переписанную кем-то наспех историю Омского региона. Тем более что вернуть все «так, как было» – совсем не сложно.