Омский политик и общественный деятель выступил в защиту самозанятых, которым в России постоянно приходится продираться через тернии, даже если они не метят в звезды.
– По замыслу регионального минтруда, репетиторы, а также владельцы личных подсобных хозяйств, нелегальные перевозчики, парикмахеры, строители, гаражные механики должны оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей. Министр регионального минтруда заявляет, что только за 2018 год планируется легализовать 17 тыс. человек, которые неофициально трудятся в различных отраслях. Господин Министр, откуда такие цифры? И каким образом Вы собираетесь отлавливать неофициально занятых граждан?
Отловом граждан, которые зарабатывают микробизнесом, занимались во времена правления Полежаева, а при Назарове его зам. Новоселов намекал уклонистам, что есть «две структуры, которые, как гестапо, их все должны бояться». Решением проблемы легализации бизнеса государство занимается с 90-х гг., да только инструменты использует не те.
В России в микробизнесе работает примерно одна шестая всех занятых в экономике. В Европе этот показатель в три раза выше – около половины всех занятых работает на малых предприятиях. Основная причина – принципиальное отличие отношения государства. В России к малому бизнесу требования такие же, как и к большим предприятиям: он должен сдавать отчетность, следовать похожему регулированию, уплачивать все многообразие налогов и т.д. В других странах понимают, что основная задача малого бизнеса – это не наполнение бюджета и не заполнение бумажек, а прежде всего, создание рабочих мест. Поэтому задача государства – максимально упростить существование малых предприятий, чтобы они не были вынуждены отвлекать свои небольшие ресурсы на занятия непродуктивной деятельностью. Сегодня многие «ИП» и «самозанятый» – это фактически одно и то же.
Для многих микробизнес – это способ выжить. Элементарно... Но государство считает их «буржуями» и стремится контролировать. Подавляющее большинство людей, занимающихся такими вещами, вообще не заморачиваются никакими ИП. Еще одна мощная препона для микробизнеса – это онлайн-кассы. Малому бизнесу предлагают «купить кирпич». Как всегда, кто-то поимеет деньги на продажах касс. Когда предлагают новое, приходится ломать старое. Ну неправильно это. Стоимость одной кассы составляет минимум 20 тысяч рублей, плюс обслуга ККТ. Значит, предприниматель должен переложить затраты на покупателя. Любая невинная ошибка по невнимательности или технический сбой, что совсем не редкость, может обернуться хорошим «геморроем». Среди возможных рисков: сокращение числа мелких предприятий, увеличение безработицы и уход бизнеса «в тень».
Пример отрицательного опыта – закон №243-ФЗ по увеличению страховых взносов ИП, после чего численность предпринимателей за 2013 год сократилась по официальным данным на 13%... Принудительное внедрение онлайн-касс – не убедительный контраргумент в борьбе с теневым оборотом, а «пеньковый галстук» на шею малому бизнесу.
Необходима налоговая реформа, налоги должны быть посильны и справедливы. Во многих странах система гораздо больше основана на доверии к людям, которые пытаются открыть свое дело. Если вы в Германии собираетесь начать бизнес, то при заработках, скажем, до 500 евро в месяц, вам достаточно просто заявить, что я столько-то заработал, и заплатить с этой суммы налог. И не надо никаких чеков. Это удобно и просто. Переломить ситуацию с «серыми» зарплатами и теневой занятостью можно путём снижения налогов и ужесточения их сбора: «иными словами, нужно снизить и упростить налоги, нагрузку на зарплатные налоги снизить не на проценты, а в разы». Государству надо вообще отказаться от попыток «обложить» налогами самозанятых. Микробизнес, не использующий наёмный труд и месячный доход которых составляет не более двух МРОТ, освободить от налогов. Тогда мы получим реальную картину занятости и стоимости труда в стране. Необходима налоговая реформа, налоги должны быть посильны и справедливы. Необходимы четкие, прозрачные и понятные правила игры для бизнеса и граждан со стороны государства.