Серьёзный рост тарифов на общественный транспорт поставит городской бюджет на грань выживания... или есть другой выход?

Во вторник РЭК утвердил тарифы, по которым омичей будут возить по городу в 2018-м году. И сразу возник вопрос: как же так-то? Почему у муниципальных перевозчиков стоимость проезда взлетела так высоко и неожиданно, на 30 процентов, до 35 и даже 40 рублей?

Ведь ничто, казалось бы, не предвещало. Год начался с отмены 28 маршрутов частных перевозчиков, и это вроде бы оказало нужный эффект. Весь 2017-й Алексей Мартыненко последовательно рассказывал нам о том, как пассажиры пересаживаются на муниципальные автобусы, как растут доходы и сокращаются расходы ПАТП. Дептранс смог добиться всего, чего хотел: дублирующие маршруты ушли в небытие, исчезли с улиц города все пассажирские «Газели», вступил в действие долгожданный 220-й закон, а частных перевозчиков с помощью рейдов и штрафов заставили «играть по правилам». Да вот только эти самые частники всё равно тратят гораздо меньше. Тарифы у них колеблются от 23 до 25 рублей, а некоторые, как оказалось, даже за компенсацией не обращаются – возят по 22, и всё равно не в убытке. А муниципалы и за 30 уже не могут, 40 им подавай?

Ответ на этот вопрос при желании может увидеть любой омич: пассажиры из автобусов бегут. Да, Мартыненко сказал правду, в этом году удалось затормозить падение. В 2016-м муниципальный транспорт потерял 23% пассажиров, а в нынешнем – всего 6%, более того – к концу года даже наметился рост. Да вот только по плану, заложенному в тариф 2017 года, пассажиропоток у ПАТП должен был вырасти! С 70 до 90 миллионов! Но, как говорится, «не шмогла». И понятно, что если накладные расходы типа содержания депо разделить не на 90, а на 70 - результат вырастет. Это как расходы на техничку в подъезде, где не все квартиры заселены: чем меньше людей, тем больше приходится платить каждому. И это ставит перед нами другой вопрос: почему?

Не в том ли причина подобного «тарифного перекоса», что одни возят людей, а другие – воздух? А воздух сам за себя платить не может, приходится из бюджетных денег компенсировать. Вчера 300 миллионов, завтра с новыми тарифами, говорят, миллиард будет. Показательно, что на последнем заседании Горсовета Оксана Фадина даже не стала отвечать на вопрос, откуда возьмутся в бюджете эти деньги - просто сказала, мол, не беспокойтесь, плата за проезд останется на уровне в 22 рубля. Как будто у нас в бюджете денег куры не клюют.

Так может, стоит вкладываться в тех, кто эффективнее? Платить за реальные автобусы, а не за воздух? Частники уже перешли с «Газелей» на пазики, льготников возят, интервалы соблюдают. Им до покупки нормальных городских автобусов один шаг остался. Только гарантии нужны – что их маршруты не будут сокращать досрочно, договоры не будут расторгать под надуманными предлогами. Не будут устраивать «охоту на ведьм». Позволят просто работать – под строгим контролем, само собой, но по правилам, которые действуют всегда, а не меняются каждые полгода.

А миллиард... найдётся, куда его потратить. И без транспорта.