Замдиректора Института развития образования в сфере культуры и искусства, побывав в Омске, рассказала, есть ли все-таки противостояние между художниками и музыкантами.
Московская гостья прилетела на берега Иртыша ради семинара для местных педагогов и торжественного открытия Всероссийской детской выставки-конкурса «Родные мотивы».
– Ирина Владимировна, можно ли говорить о том, что образование в сфере культуры сейчас активно завязано с государственной политикой?
– Да, есть определенные государственные приоритеты. Пять лет назад на федеральном уровне пришло осознание значения детских школ искусств. Когда их впервые выделили отдельной строкой в законе об образовании. Отделили от кружков, студий и допобразования в досуговых учреждениях.
Выделили предпрофессиональные программы с целью подготовки одаренных детей и будущего выбора ими профессии. Поэтому школы искусств имеют федеральные гостребования к своим программам, которые охраняют государством, и учредитель на местах не может поменять количество лет обучения, количество часов в неделю. Какая большая, серьезная программа заложена – такая и должна быть выполнена.
– Считается, что образование в детских школах искусств – это довольно камерная сфера. Их значительно меньше, чем общеобразовательных учреждений. Не может так случиться однажды, что государство решит: «А нужны ли они нам вообще»?
– Да, их немного в сравнении с общеобразовательными. Но соотношение школ тоже должно быть гармоничным. Образование в школах искусств не может быть совсем элитным. Это неправильно. Должна быть пирамида, основание которой широкое, когда идет выявление одаренных детей. Мы их ищем по регионам. Чтобы они потом дошли до самого верха.
Эти одаренные дети, наше будущее, могут быть в любом регионе. Чтобы появился Денис Мацуев, он должен был сначала учиться в музыкальной школе в Иркутске на берегу Байкала, и там заявить о себе. Его должен был найти выдающийся деятель, чтобы пригласить в Москву и создать ему соответствующие условия, чтобы довести до вершины пирамиды, о которой мы с вами говорили ранее.
– Значит, у ребят из провинции, из Омска, есть возможность выбиться? Добраться до верха пирамиды?
– Конечно, у нас есть очень серьезные конкурсы: «50 лучших детских школ искусств», «Лучший преподаватель детской школы искусств», «Молодые дарования России». Так вот «Молодые дарования» от Омска есть. Мы их сначала в вашем городе видим, потом как учеников музыкальных училищ при консерватории, затем – в качестве выпускников консерватории и в итоге как концертирующих серьезных музыкантов.
Без вот этой ступени в Омске, я говорю о конкретном молодом даровании, Лисе Заводовой, очень интересная у вас виолончелистка есть, она бы дальше идти не смогла, она здесь получила начальное образование. Она здесь научилась хорошо играть.
– Провокационный вопрос: ваш институт находится при знаменитой Гнесинке – это музыкальное образовательное учреждение. А курируете вы и художественные школы. Есть ли противостояние между художниками и музыкантами?
– Есть некоторое недопонимание и ворчание художников, что среди руководства образовательными учреждениями в сфере культуры не присутствуют представители изобразительного и прикладного искусства.
Дело в том, что чаще всего управлением занимаются музыканты-теоретики. Это все-таки специфика профессии. Художники очень часто не достаточно коммуникабельны, не могут донести мысль через речь, не умеют писать документы. Они умеют рисовать, но им трудно включиться в управление. Это особая ситуация, когда художнику особые способности нужны.
– То есть отсутствие художников среди руководства системой дополнительного образования связано с личностными особенностями или нежеланием участвовать в процессе?
– Иногда и с нежеланием. Нет понимания, что художественными школами должны руководить художники, хореографами – хореографы, а музыкантами, конечно, музыканты. Хотя, я бы отметила, что главная проблема сейчас не эта.
Москва очень «болеет» тем, что в управление у нас берут неопытных молодых людей, не имеющих базы практической деятельности, порой не работавших с детьми, не совсем понимающих специфику, но хорошо владеющих современными PR-технологиями. В столице эти процессы активно развиваются, и это тревожит.
Иногда складывается ощущение, что люди, приходя к руководству, вводят реформы не ради улучшения системы, а ради самих реформ, карьерного роста, послужного списка.
– Вы презентуете в регионах учебное пособие по изобразительному искусству для детских художественных школ, в разработке которого участвует и наш омич Сергей Горчаков.
– Это не просто учебник. Это учебно-методический комплекс для школ искусств. Это первый учебник по предпрофессиональным программам. Он инновационный, в нем собраны не просто академические идеи, принадлежащие одному человеку. Это содружество определенных школ. Страна у нас большая, и она разделена на тенденции. Кто-то работает акварелью, кто-то – гуашью, различные приемы, методики разные. Современное понимание искусства подразумевает вариации.
Директор Омской ДХШ №3 имени Гурова Сергей Горчаков и Ирина Ловцова ( на фото в центре) на презентации нового учебника по изобразительному искусству для художественных школ России
Нельзя диктовать: вот только так. Это не современный подход, это неправильно. Мы презентуем новое поколение учебников, когда представляются вариации. Мы вам даем теоретические базовые знания – то, что незыблемо. А в практической части мы даем возможность максимального выбора. Творчество поощряется. Провинциальный взгляд на понимание творческого процесса тоже важен. Надо понимать, что жизнь за МКАДом есть, и она порой бывает намного интересней и немного иная.
Беседовал Василий Романов