В Омском горсовете состоялось бурное, но ни к чему не ведущее обсуждение больной для города темы.
Главным пунктом в повестке дня сегодняшнего заседания комитета Омского горсовета по ЖКХ и транспорту изначально был пункт №3 – о новой маршрутной схеме, и он оправдал ожидания журналистов. Это неудивительно: тема транспорта в последние годы слишком актуальна для омичей. Сейчас у мэрии есть маршрутная схема, разработанная специалистами из Петербурга, и глава профильного департамента Алексей Мартыненко взялся представить её городскому парламенту.
Целью чиновника, похоже, было расширить депутатский кругозор – и ничего более. Глава комитета Виталий Путинцев постарался это объяснить с ходу:
– Коллеги, этот доклад будет ознакомительным, – рассказал он. – Это зона ответственности не Горсовета, а мэрии, мы можем только что-то рекомендовать...
На этой грустной ноте Мартыненко начал свой рассказ. К основной теме он подбирался издалека – от сентябрьских размышлений Владимира Путина о том, что граждане России «значительную часть своей жизни проводят в общественном транспорте». Президента это подтолкнуло к очередной раздаче поручений, а омскую мэрию – к «разработке и внедрению». Глава дептранспорта перечислил 6 базовых принципов новой схемы.
1. Теперь будет чётко определена интервальность движения для всего транспорта, который работает по регулируемому тарифу. Это 8-10 минут для больших и средних автобусов, 7-8 минут для транспорта поменьше.
2. Произойдёт перераспределение маршрутов между городскими магистралями: автобусы пустят, например, по улице Жукова и Иртышской набережной.
3. Число гипотетических пересадок при проезде через весь город должно уменьшиться.
4. Все городские районы будут обслуживаться оптимально: в новой схеме учтены потребности жителей Рябиновки, Прибрежного и т.п.
5. Улицы города будут заполняться общественным транспортом более равномерно: на основных магистралях автобусов станет меньше. Соответственно, более равномерной станет нагрузка на конкретные остановки.
6. Новая схема, по словам Мартыненко, разрабатывалась с учётом перспективы.
От внедрения схемы мэрия ждёт улучшения ряда важных показателей: себестоимость перевозки одного пассажира должна уменьшиться на 7-9%, нагрузка на центральные улицы – на 15%, а «коэффициент пересадочности» должен снизиться на 12-16%. Проблемы в любом случае останутся: например, муниципальный транспорт сейчас изношен в среднем на 93 с лишним процента, и, чтобы выйти из этой ситуации, надо каждый год покупать 100 автобусов, тратя на это 760 миллионов рублей. У муниципалитета этих денег, конечно, нет, так что проблема решаться не будет.
Депутаты задали несколько частных вопросов («Сколько дополнительных карманов придётся делать на Жукова?», «Сколько будет стоить организация по-новому дорожного движения?», «Запланированы ли какие-то траты в бюджете?»); но чувствовалось, что это только репетиция. К сути перешёл со свойственным ему радикализмом коммунист Дмитрий Петренко.
– В заказе на новую маршрутную схему было техническое задание, согласно которому опрос горожан нужно было проводить не только в автобусах, но и в частном транспорте. Это требование было проигнорировано, и получается, что вы не опросили 70% омичей, которые ездят в маршрутках, – обратился депутат к Мартыненко. – В результате погрешность исследования увеличилась. Действительно ли погрешность составляет целых 46%, то есть почти половину?
– Не знаю, откуда вы это взяли, – отреагировал глава дептранспорта. – Какая-то абстрактная информация... Наверное, это чьё-то личное мнение про погрешность. И про опрос вы немножко не правы: он проводился на всех маршрутах, которые обслуживаются по регулируемому тарифу.
– А вот в техзадании это по-другому сформулировано, – не сдавался Петренко. – Здесь присутствует Владимир Геворгян, может быть, мы ему дадим слово?
Тут счёл необходимым вмешаться глава комитета Виталий Путинцев: предоставлять кому-то слово мог только он, и в любом случае сначала должны были высказаться депутаты.
– А если вы примете эту схему, но частным перевозчикам что-то в ней не понравится, и они на следующий день не выйдут на работу? – поинтересовался у Мартыненко Юрий Козловский. – Или если ещё что-то пойдёт не так?
Глава дептранспорта заверил, что с частниками уже обо всём договорились, а схема заказана «с сопровождением»: при необходимости она будет дорабатываться.
– Все перевозчики заинтересованы в новой схеме! – ответственно заявил Мартыненко. – И омичи не пострадают.
Алексея Провозина, как выяснилось, беспокоит возможное увеличение расходов на муниципальный транспорт.
– Я так понимаю, вы рассчитываете увеличить пассажиропоток в автобусах? – уточнил он. А выяснив, что понимает правильно, спросил. – Так, получается, на покрытие межтарифной разницы городу придётся тратить больше денег?
Мартыненко заверил депутатов, что затраты, напротив, сократятся: себестоимость перевозок должна уменьшиться. Тем временем Петренко созрел для новой реплики:
– На общественных слушаниях специалисты из СибАДИ жёстко раскритиковали вашу схему, – обратился он к Мартыненко. – К тому же мы всё ещё не имели возможности подробно ознакомиться с техническим заданием. Предлагаю его нам предоставить до заседания Горсовета, чтобы там мы могли обсудить схему уже со знанием дела...
– Я вас огорчу, – вмешался Путинцев, – на Горсовете этот вопрос рассматриваться не будет. Это полномочия администрации, мы тут просто знакомимся с темой.
Петренко, судя по выражению его лица, был очень удивлён этим поворотом. Со своей стороны Мартыненко тут же рассказал ему, что говорит он «немножко не то»: специалисты из СибАДИ новую схему рассматривали и в общем одобряют.
Собственно, на этом можно было заканчивать встречу: депутаты окончательно поняли, что повлиять на ситуацию они не смогут. Но выступления всё-таки продолжались. Александр Калякин рассказал Мартыненко, что не увидел у него системного подхода; Юрий Козловский выяснил, как департамент будет контролировать явку маршруток на рейс (например, поздно вечером). Когда слово предоставили прочим присутствующим (не-депутатам), мнения разделились.
– При разработке схемы были допущены нарушения, – объявил глава ассоциации «Омские перевозчики» Владимир Геворгян. – В частном транспорте никого не опрашивали! Опросили только 5 тысяч человек на остановках, а в техзадании говорится о 500 тысячах.
Геворгян предложил не торопиться с принятием документа. Глава профсоюза работников автотранспорта Александр Илюхин предложил принять, но с учётом высказанных предложений. Глава ПАТП №4 Марат Саликов был однозначно за, отметив как особый плюс наличие единого для всех графика движения.
А вот у Олега Афанасьева мнение было радикально иным:
– При новой схеме теряют все, – считает он. – Судя по многочисленным протестам, схема разрабатывалась с нарушениями. Предлагаю её принятие приостановить, пока специально созданная рабочая группа не пропустит через себя всю проблематику.
Среди депутатов нашлись как сторонники, так и противники создания рабочей группы. Голосование показало, что первых больше, и группа тут же была официально учреждена. Возглавил её «коммунист России» Владимир Казанин.