Только через суд омичка урезонила финансовые аппетиты недобросовестного интернет-провайдера.

Мария Д. приехала в Омск на учебу из сельской местности. И осталась в городе. Одно время проживала на квартире у родственников. Понятное дело, не будучи ни собственником, ни ответственным квартиросъемщиком, в договорные отношения относительно своего места жительства не вступала.

Ни в какие.

Каково же было ее удивление, когда через некоторое время ей на телефон стали приходить смс с требованием погасить некую «просроченную задолженность».

Сначала Маша не обращала на телефонных смс-домогателей ровным счетом никакого внимания. Удаляла сообщения «теле-коллекторов», да и все. Но настойчивость и аппетиты таинственных «кредиторов» росли от раза к разу. И когда сумма требований превысила 6 тысяч рублей, «должница» призадумалась. Такими темпами она могла угодить и в какую-нибудь финансовую кабалу.

Без оснований.

Проконсультировалась со знакомой юристкой, та пояснила, что фейковые претензии ей шлет не безызвестная в городе фирма-провайдер ООО «Омские кабельные сети». Через аффилированную компанию ООО «Служба взысканий».

Выяснились и другие подробности. Точно таким же Макаром организация домогается и до других омичей, рассылая им напоминания о долговых обязательствах, о которых те и знать не знали.

И ведать – не ведали.

Учитывая, что после общения с коллекторами из ООО «Служба взысканий» смс-домогательства не прекратились, девушка решила подать на «Омские кабельные сети» в суд. Что и сделала.

Вот тогда и стали всплывать пикантные подробности ее, оказывается, длительной истории «правовых» взаимоотношений с провайдером. В процессе подготовки дела к слушанию «всплыл» некий «Договор на оказание услуг», который был подписан с одной стороны ООО «ОКС», а с другой… Марией Владимировной Д., т.е. истицей! Та была шокирована, ведь она была уверена и точно знала, что она никогда не подписывала.

Ничего подобного.

Однако уже в ходе судебного процесса фирма предоставила как бы полный пакет своего производственного «алиби».

Акты приемки выполненных работ, данные колл-центра, распечатку телефонных соединений. Ответчик обеспечил явку в суд даже работника порядной организации, который осуществлял в указанный день монтаж и лично видел «заказчика». Правда, нужно отдать должное свидетелю, он так и не смог прямо указать или опознать того, кто принимал у него работу. Обошлось все общими фразами: «хозяйка была молодая девушка». Других подробностей мастер не помнил. Возможно, сыграла подписка «о лжесвидетельстве».

Пока стороны обменивались процессуальными колкостями и нюансами, обнаружились и другие колоритные штрихи к портрету интернет-провайдера. Истица предоставила суду неопровержимые свидетельства того, что в коммерческой организации хромает «учет и контроль», а единственным критерием работы здесь является выгода.

Любой ценой.

Так, в ходе судебного разбирательства всплыл договор, заключенный с ООО «ОКС» от лица омички-пенсионерки, которая на момент подписания бумаг была… мертва!

Истица сумела предоставить на обозрение Фемиды и «вымороченный» договор на имя умершей, и копию свидетельства о смерти гражданки. Уход в мир иной «подписанта» произошел еще до заключения договора с «Омскими кабельными сетями»!

Видимо, это обстоятельство могло наглядно продемонстрировать суду, как действует механизм «сравнительно честного отъема денег у населения».

Ведь получается, что договоры можно лихо составлять на ничего не подозревающих, а то и почивших омичей. А потом требовать деньги! Делать это можно как на свой страх и риск, так и внося данные по телефону со слов недобросовестных интернет-пользователей. На вымышленных лиц либо знакомых.

Хотя, в принципе, имея доступ к персональным базам данных, вовлечь в «договорные отношения» можно весь Омск. От мала до велика.

Или сузить круг лиц, ограничившись, например, арендаторами, новоселами, другими категориями граждан, не владеющими информацией о правовых отношениях относительно нового места жительства. Учитывая мощные миграционные процессы, в нашем городе количество таких семей, квартир, домовладений постоянно растет. При желании и возможностях – только успевай оформлять документацию на свежеиспеченных «подписантов»... договоры, выставляй счета, вгоняй в долги.

Потом взыскивай.

Согласитесь, схема весьма работоспособная. Еще и с психологической точки зрения.

При требовании суммы в 2-3-4-5 тысяч рублей мало кто будет вникать в происхождение возникших обязательств. Особенно когда настойчиво предупреждают о грядущих «правовых последствиях», грозят судами, неустойкой, штрафом, возмещением судебных затрат и оплатой юридических услуг. Для многих, выходит, проще рассчитаться – получается дешевле и мороки меньше. На это и расчет!

Видимо…

К сожалению, данное «показательное» во всех смыслах гражданское дело №2-7835/2014 в Куйбышевском районном суде г. Омска до логического завершения так и не дошло.

У истицы на руках был маленький ребенок, поэтому идея разоблачения недобросовестного интернет-провайдера отошла на задворки бытовой жизни. Стороны договорились, что «никаких претензий друг к другу больше не имеют». Расходятся в бурном житейском море.

Как корабли.

Впрочем, скорее всего, к миру ООО принудили отнюдь не жизненные обстоятельства истицы, а тот факт, что девушка настойчиво и планомерно требовала назначения почерковедческой экспертизы.

Она последовательно продолжала убеждать суд, что «никакого договора с ответчиком не заключала», «никакие акты не подписывала».

Никогда.

И только после того, как ходатайство Марии Д. о назначении экспертизы ее почерка и подписей, фигурирующих в документах ООО, было удовлетворено судом, а у истицы отобраны образцы подписей, «Омские кабельные сети» пошли на попятную. Сдались. «На милость победителю».

Признав очевиднейшее.

После этих вынужденных признаний ответчика судебный процесс снизошел на нет. Оппоненты попеременно перестали посещать судебные заседания.

Фемида оставила иск «без рассмотрения».

Но и на «мирном фронте» ООО «ОКС» переплюнуло себя, в очередной раз представ перед процессуальным оппонентом в своей привычной – неблагонадежной – ипостаси.

Хэппи энда не сложилось.

В конторе истице Марии Д. с какой-то неохотой, волокитой, но выдали официальный документ, подтверждающий то, что к «должнице» нет никаких претензий: «задолженность отсутствует».

Бумагу вручили наспех, где-то в полутемном коридоре. Лишь позже, вчитавшись в предоставленный оригинал, истица заметила, что текст заверили печатью какой-то посторонней организации. Как уверена Мария Д., «сделано это было не случайно, а преднамеренно». Например, чтобы исключить самую вероятность дальнейшего восстановления справедливости и нарушенных прав в судебном порядке.

Ведь «липовые» договор, акт и долг – это еще вершина правового айсберга.

В истории Марии Д. более важна подводная («теневая») часть юридических правоотношений. Логика здесь проста. Если долга нет (об этом говорят и «судебный мир», и как бы «письмо провайдера») и не было, то «какого Егора» некая фирма рассылала девушке смс-ки, требовала долг, звонила, беспокоила?!…

Подобное поведение коллекторов наказуемо по нынешнему законодательству РФ. Как и сам факт передачи в базу Службы взысканий персональных данных истицы. Это прямое нарушение Закона, позволяющее пострадавшей стороне требовать восстановления нарушенных прав.

И моральную компенсацию.

Видимо, поэтому в письме за подписью исполнительного директора ООО «ОКС» Олега Афанасьева появилась «левая» печать. Скорее всего, в конторе знают, что нарушают, и каковы последствия. Но эта как бы «оплошность» как нельзя лучше характеризует «провайдера нашего города».

Во всей красе.

В этой, казалось бы, частной истории мне видится вся суть проекта «Омские кабельные сети» для Омска.

Урвать выгоду любой ценой. Невзирая на Закон и на интересы рядового горожанина. Обложить пресловутой «данью» как можно больше омичей. Даже если для извлечения сомнительной прибыли нужно будет перешагнуть черту.

Порядочности…

(продолжение следует...)

Александр Грасс, независимый журналист