Экс-председатель правления Омского союза перевозчиков и ведущий эксперт в области транспорта усомнился в качестве предоставленного экспертами из Санкт-Петербурга проекта маршрутной сети Омска.

-Андрей Викторович, чиновники в ближайшее время будут внедрять в Омске новую маршрутную сеть, подготовленную специалистами из Санкт-Петербургского государственного университета. Скажите, как вы относитесь к тому, что разработкой сети занимались сторонние эксперты, а не местные?

- Первое, что хотелось бы отметить, это то, что изучать пассажиропоток и предоставлять проект новой маршрутной сети Омска должен был местный департамент транспорта, чиновники за это получают зарплату. Маршрутная сеть, подготовленная питерцами за 1,95 млн, вызывает лично у меня множество вопросов. По моему мнению, проект в обязательном порядке нужно направить экспертам для всестороннего исследования. У меня складывается впечатление, что она не будет принципиально иной и будет дублировать процентов на 90 предыдущую маршрутную сеть.

-В департаменте транспорта накануне прошел совет по обсуждению новой схемы городской транспортной сети. СМИ стало известно, что питерские эксперты решили разом избавиться от 23 маршрутов. Насколько, на ваш взгляд, в этом есть необходимость, и вообще, законно ли это?

– Отмечу, что по закону обследование всех маршрутов в обязательном порядке необходимо проводить два раза в год – осенью и весной, их проверяют в первую очередь на предмет безопасности. Сокращение и продление маршрутов или их изменение в силу 220 закона может происходить лишь в трёх случаях. Первое – не обеспечивается поток пассажиров, грубо говоря, «пассажир не едет». Второе – маршрут не соответствует требованиям безопасности: левый разворот на полосу встречного движения, ж/д переезд и тд. И третье – у перевозчика за какие-то грубые нарушения отозвана лицензия.

Принципиально новая маршрутная сеть необходима только в том случае, если построен новый город. Маршрутная сеть Омска же формировалась с советских времен, а первые трамваи, если мы вспомним, появились вообще в начале прошлого века. Новых разворотных площадок в последние годы построено не было, их у нас по-прежнему на территории Омска существует порядка 50 штук. Маршрутная сеть Омска – это сеть, которая сложена годами, люди к ней привыкли, люди десятилетиями пользуются одними и теми же направлениями.

– На минувшем общественном совете также некоторые чиновники цитировали Владимира Путина. Мол, всё выполняется в соответствии с его поручениями. Так ли это?

– Лично я с большим уважением отношусь к нашему президенту, я сам его сторонник. Однозначно – он говорит верно, но этим спекулировать не нужно. Ситуация здесь гораздо глубже. В 2016 году в результате обсуждения главы государства с транспортниками родился документ, так называемый «Социальный стандарт». При ознакомлении с этим документом становится понятно, что ситуация с городским транспортом в Омске и позиция городской администрации вряд ли соответствует тем поручениям, которые даёт Путин. В документе, например, четко прописано, что нельзя использовать для перевозки пассажиров автобусы ниже 4-го экологического класса. Покажите мне хоть один автобус нашего муниципалитета, который соответствует 4-му экологическому классу – все автобусы либо нулевой экологический класс, либо максимум первый!!! В «стандарте» также говорится о критериях качества перевозок, о максимальном расстоянии от многоквартирного дома до остановки, которое не должно превышать 500 метров, о нормах расхода пассажиров на проезд, который не должен превышать 7% от среднего дохода в регионе и т.д. Ребята из мэрии, вы вообще в курсе всего этого? Зачем тогда жонглируете именем президента?

– Андрей Викторович, если говорить в целом, в лучшую или худшую сторону изменилась транспортная ситуация в Омске за последние 10 лет?

– В 2005-2006 годах, во время руководства Омском Виктора Шрейдера, было приобретено 600 единиц транспорта большого класса – ЛИАЗы и НЕФАЗы. Сегодня СМИ сообщают, что администрация взяла в лизинг 18 ПАЗиков, 2 автобуса отремонтировала. В масштабе города с миллионным населением это смешно. Идет откровенная спекуляция. «Мы выделили два млн рублей на развитие транспорта в регионе, питерцы нам всё посчитали, и теперь-то мы заживем по-новому» – это просто прикрытие.

В то же время около 1100 единиц пассажирского транспорта большого класса было передано в муниципалитет, а что мы имеем сейчас? Осталось порядка 526 автобусов, а куда ещё 500 делись? Почему обновление автопарка не было выполнено в течение вот уже 10 лет? Несколько предприятий  было попросту «выброшено» – вот так делается оптимизация, а оптимизация ли это на самом деле? Сегодняшний руководитель департамента транспорта г. Омска Мартыненко, может, механик и хороший – моторы ремонтировать, гайки крутить умеет на «отлично» – но думать глобально, как руководитель, он не умеет. В департаменте много умных людей, но транспортников-руководителей там нет. Они сказки нам пытаются рассказывать, комедии ломать.

Жители намного лучше знают о проблемах, они своим рублем голосуют. Взять, к примеру, тот же 322 маршрут. Люди пользовались им, на нём ездили, но было принято решение об его отмене. Перевозчикам пришлось отстаивать свои права на перевозку людей. Откуда берутся те цифры, которые пытается департамент транспорта передать в Городской совет? Цифры совершенно другие. В частности, себестоимость перевозки гораздо ниже, чем существует в настоящее время.

-Возвращаясь к «новой» маршрутной сети питерцев, что вы предлагаете сделать, чтобы над Омском не нависла очередная угроза транспортного коллапса?

Первое, что я предлагаю – передать предлагаемый проект на исследование специалистам СибАДИ. Чтобы омские эксперты, обладающие большой статистической базой, посмотрели и предоставили профессиональную оценку. Кроме того, при Городском совете у нас есть Контрольно-счётная палата. Давайте тщательно проверим деятельность наших предприятий за последние три года. Какой будет настоящий результат? Настоящие цифры без политических спекуляций?