В праздничный день ведущие педагоги региона порассуждали о том, кто же он - современный учитель.
О профориентации и непрерывной практике
- Не секрет, что есть дети, которые с первого класса хотят быть похожи на своих учителей. Наша задача – сохранить это желание до 11 класса и потом направить этого ребенка получать педагогическое образование. В 2015 году 14 детей поступили в ОмГПУ по направлению школ Омска. В этом году их было уже 36 человек. Цифры небольшие, но это только первые шаги. Два года назад совместно с ОмГПУ в школах открыли профильные педагогические классы. Ребята уже в старших классах изучают основы педагогики и психологии. Мы вводим людей в школу еще со студенческой скамьи – с прошлого года совместно с ОмГПУ у нас родилась эта истина. С начала учебного года студенты раз в неделю находятся в образовательной организации, их должны там занять. Это непрерывная педагогическая практика, - отмечает директор Департамента образования Омска Екатерина Спехова.
- На базе Института развития образования Омской области создана Проектная лаборатория молодых педагогов. Ее главный принцип: научиться работать с детьми можно, только работая с детьми, а не в разговорах о работе с детьми. Все, что делают педагоги в лаборатории - реальные проекты. Главный критерий оценки: насколько благодаря этому проекту стало лучше конкретным детям, какие новые возможности появились у специалистов? Для страны такая форма работы с молодыми учителями уникальна. Они ездят на профильные форумы и делают это по собственной инициативе. Думаю, эти ребята будут работать в школе. Они любят детей, хотят быть хорошими педагогами, а такой формат работы позволяет ускорить их движение к школьнику, к любви к своей профессии, - делится директор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова.
О бережном отношении к кадрам и «тусовке»
- Ежегодно примерно 300 молодых педагогов приходят в образовательные учреждения города – школы, лицеи и гимназии, детские сады, учреждения дополнительного образования и др. Мы всегда готовы их принять. Часто мы думаем: выпускник получил диплом, стал педагогом, а значит, стал другим человеком. Но он молодой, ему хочется «тусовки», и мы стараемся ему ее создавать. Проводятся различные мероприятия развлекательного и познавательного характера: КВН, форумы молодых педагогов. Они позволяют молодым специалистам сплотиться, обменяться переживаниями, которые – по разным причинам – они не могут озвучить в своем педагогическом коллективе, - говорит Екатерина Спехова.
О будущем
- На форуме в Краснодаре обсуждались профессии будущего. Говорили о том, что много профессий появится на стыке, многие профессии уйдут. Но, что меня порадовало и что можно однозначно говорить нашим школьникам, профессия педагога будет. Всегда будет важна личность педагога, это ключевая позиция, - уверена заместитель Министра образования Омской области Инна Елецкая.
- Я была свидетелем дискуссии об искусственном интеллекте. Люди пытались понять, каким должно быть образование в меняющихся условиях. Был вопрос из зала: «А что будет делать педагог?» Вот ответ, который, что особенно приятно, дал выдающийся программист: «А педагог будет заботиться о нравственности и творчестве ребенка». Это дорогого стоит. Сохранность нравственности, нравственных ценностей и раскрытие творческого потенциала ребенка. Современная информационная среда уводит на задний план такую учительскую позицию, как предметник. Учитель сегодня – это модератор, игротехник, проектировщик. Надо готовить учителя к пониманию и усвоению современных ролей, - добавляет директор Центра магистерской подготовки ОмГПУ Галина Синицына.
О папах-педагогах
- Я знаю людей, которые шли получать педагогическое образование не чтобы преподавать в школе, а чтобы учиться воспитывать собственных детей. На одном из торжественных мероприятий филологического факультета ОмГПУ встал мужчина примерно сорока лет, у него трое детей. Многодетный папа сказал довольно проникновенную вещь: раньше он не до конца осознавал, зачем ему педагогическое образование. Со временем он понял, что оно ему необходимо, чтобы воспитывать детей, - рассказал студент-магистрант Кирилл Есешкин.
О призвании
- Современный учитель – человек, который любит и понимает детей и осознает, зачем он в эту систему пришел работать, - убеждена Екатерина Спехова.
- Учитель готов работать в разных условиях. Он приходит в конкретное образовательное учреждение, будь то малокомплектная сельская школа или большая школа в городе. Он сталкивается с тем, что ему уже сегодня нужно работать в классе, где четыре ребенка, или в классе, где 34 ребенка. Это разные умения для учителя. Самое важное качество педагога – готовность отдавать. Вот не готов он отдавать – такой учитель неинтересен. А готов - за ним дети ходят хвостиком. Все-таки личность воспитывает личность, - добавляет Татьяна Горбунова.
- Современный учитель обладает определенными духовными качествами. Он не живет по двойным стандартам – мне можно, а тебе нельзя. Он делает то, что говорит. У него горят глаза, у него доброе сердце. Он всегда готов принять и простить. Такой учитель был и в 18, и в 19, и в 20 веке, и будет в 22-м. У него, может быть, и длинная юбка, но это красивая длинная юбка. А глаза его при этом горят и наполнены любовью, - подытоживает Инна Елецкая.