Театру 70 лет. Торжественное открытие его состоялось 24 мая 1947 г. опереттой советского композитора Р. Хейфа «Яблоко любви» по пьесе И. Луковского, посвященной историческим событиям из жизни адмирала Федора Ушакова. Знаменательно, что русская Православная церковь в последние годы (2001 г.) канонизировала адмирала Ушакова во святых, и иконы с его изображением сегодня появляются во многих храмах. Таким образом, выбор темы первой постановки делает честь тем руководителям театра, прибывшим в Омск из Сталинградского театра (директор Л.Н. Ицков) и Ленинградского Малого оперного театра, которые как бы предвосхитили славу адмирала. Спектакль оказался судьбоносным.
Этот первый спектакль счастливо предопределил и творческое направление самого Музыкального театра. Последующие четыре постановки оказались также произведениями отечественных авторов: «Кораллина» К. Листова, «Верный друг» В. Соловьева-Седого, «Аршин Мал-алан» У. Гаджибекова, «Запорожец за Дунаем» С. Гулаг-Артемовского. Лично у меня эти названия и имена до сих пор на слуху, так как они были в то время чрезвычайно популярными. Первые постановки определили всю дальнейшую судьбу Омского театра, в котором всегда были произведения о жизни собственного народа.
В 1990 г. директором Музыкального театра стал заслуженный работник культуры Борис Ротберг. Его неотъемлемая заслуга состоит в том, что он целенаправленно и неизменно продолжал курс, намеченный еще основателями театра. Те прославляли адмирала Ушакова, этот возродил, кстати, имя генерала Карбышева. Другим подобным примером твердого курса верности традициям я могу назвать лишь художественного руководителя академического Малого театра России народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина (рождения 18 июня 1935 г.). Ему 82 года, он занимает свою должность 29 лет и неизменно сохраняет верность русской классике в лице прежде всего драматургии А.Н. Островского и не поддается никакому давлению власть предержащих и требованиям века сего, прелюбодейного и грешного.
Борис Ротберг, неизменно сохраняя патриотический курс театра, вместе с тем решил с самого начала разнообразить музыкальные жанры в соответствии с открывшимися возможностями 1990-х годов, включая мюзиклы и рок-балеты. По его приглашению австрийский режиссер и певец русского происхождения Борис Рубашкин поставил в Музыкальном театре «Богему» Д. Пуччини и «Риголетто» Дж. Верди. Театр впервые побывал на зарубежных гастролях (Китай), что способствовало творческому росту коллектива.
Другой важнейшей особенностью театра является то, что в репертуаре его целый ряд спектаклей, посвященных непосредственно Омску, вот только некоторые из них: «Карбышев», «Врубель», «Бухгольц», «Любина роща», «Омский пленник», «Старые дома»… В последнем из этого ряда спектаклей использованы стихи выдающегося советского поэта Роберта Рождественского, жившего в Омске в годы войны 1941-1945 годов. Несмотря на протесты общественности, этот старый деревянный дом на улице Карла Либкнехта снесен около десяти лет назад. Сейчас на этом месте пустырь (смотри журнал «БК», № 31, 2017 г.). Получается, что память о нем осталась только в спектакле.
В наши дни директор, вопреки упрекам в консерватизме, на удивление смело доверял молодым постановщикам. Ярким примером чего является балет «Карбышев», который поставлен студенткой выпускного курса ГИТИСа Надеждой Китаевой. Спектакль прекрасно задуман и прекрасно осуществлен. Свой восторг я выразил после премьеры в очерке «Танцующие генералы – браво!» Хвала Создателю, балетмейстер сама написала либретто, в котором в острейшем историческом конфликте столкнула трех реальных генералов: Дмитрия Карбышева (солист Андрей Матвиенко), лауреата Нобелевской премии немца Гейнц Раубенгеймера (Дмитрий Дерябин) и генерал-лейтенанта Андрея Власова (Валентин Царьков). Приходится только удивляться, как молодая женщина-режиссер, не видевшая войну, так мудро и ярко, да еще и языком танца, смогла раскрыть суть грандиозного противостояния известных исторических персонажей, дух и философию войны. Три названных солиста балета сравнимы в профессиональном отношении с тремя богатырями. Оригинальна хореография спектакля, основанная на классическом танце (прыжки, вращения, пируэты, фуэте, бег сценический, женский танец на пуантах) с элементами современной пластики. Спектакль украшает ведущая солистка балета Анна Маркова в образе жены генерала Карбышева.
Я смотрю все спектакли Музыкального театра, и мне доставляет удовольствие говорить и писать о большинстве из них. Несомненной удачей является балет-фантазия «Шинель» по мотивам повести Гоголя хореографа-постановщика Надежды Калининой (СПб), почти столь же молодой, как и Надежда Китаева. Щемящее душу восхищение вызывает исполнение главной роли Башмачкина солистом балета, заслуженным артистом РФ Сергеем Флягиным. Он не только виртуозный танцор, но и отличный мим. Его лицо и фигура выражают жалкого, незаслуженно обижаемого человека, который никому не делает зла – «брата нашего». Башмачкин представлен одиноким и комичным, но вместе с тем евангельским по своей сути человеком, никому не делающим зла, не от мира сего.
Неожиданно оригинальным, ни на что не похожим явился, казалось бы, детский спектакль «Три поросенка» в жанре мюзикла в постановке заслуженного артиста РФ Владимира Миллера. В сказке оказалась Королева-Львица (актриса Т. Булыкина), олицетворяющая жестокую и хитрую власть с безукоризненной вертикалью, тайный советник Осел (А. Палицин), хитроумная придворная Лиса (Н. Шестакова) и подобострастные лакеи, напоминающие депутатов Госдумы. Королева-Львица на просьбу волка съесть трех поросят, не задумываясь, отвечает: «Государство не обеднеет, если съедят пару-тройку придворных. Я согласна». Странным и смелым оказался для нашего Музыкального театра спектакль «Три поросенка». Знакомая с детства сказка стала мудрой и поучительной не только для детей, но и для взрослых.
Из премьер прошедшего сезона радует оперетта Юрия Милютина «Девичий переполох», поставленная главным режиссером Музыкального театра, лауреатом театральной премии «Золотая маска» Кириллом Стрежневым. Оперетта явилась добрым и жизнеутверждающим зрелищем. В нем отлично показала себя молодая солистка Иванна Цицей, впервые исполнившая главную роль. Она создала типичный былинный образ русской красавицы – скромной, отзывчивой, доброй, чего так не хватает в наше время. В этом же спектакле наилучшим образом показали себя народные артисты России Владимир Никеев и Валентина Шершнева, с возрастом они становятся все более интересными. Театр рассказывает не только о подлинных исторических героях, но и о простых и добрых людях.
В коллективе театра целый ряд поистине заслуженных артистов России, среди которых Владимир Миллер, Ирина Трусова, Татьяна Боброва, Александр Хмыров, Елена Шихова, Сергей Флягин. В театре выросли творчески и профессионально другие артисты, которых пора давно видеть в списке официально заслуженных, и лишь чиновничьи препоны не оставляют пока такой возможности.
Омск – город театральный, в нем около десяти театров, но славу театрального ему создали старейшие театры – академический драматический и музыкальный. И если драматический театр доверяет свою сцену режиссерам случайным, оскорбляющим зрителя обнажением тел артистов, изображением прелюбодеяния и наркомании, то музыкальный театр в этом отношении единственный по сравнению со всеми остальными, включая Пятый, ТЮЗ и даже Лицейский.
Такой театр в Омске единственный, и не потому только, что музыкальный, а потому, что нравственный, эстетический, где всегда увидишь красоту и куда можно пойти с детьми, не опасаясь получить оскорбление в лучших своих ожиданиях.
В связи с увольнением 78-летнего директора Бориса Ротберга возникают серьезные опасения о будущем музыкального театра. Предъявляемые ему претензии не являются исчерпывающими и доказательными. Среди них значительный возраст, но он чувствует себя хорошо и готов служить театру дальше. Его упрекают в том, что он не выполняет план по заполнению зала, оказывается, есть такой, но это невозможно с учетом того, что, например, на оперу, даже с гениальными певцами, не соберешь 2000 человек. Таких же певцов пригласить невозможно, т.к. нет средств на их достойную оплату. В Омске нет также консерватории и балетного училища, а не ставить оперы нельзя, т.к. уйдут последние солисты.
В сложном положении оказался новый министр культуры Юрий Трофимов в подборе нового директора театра. В любом случае он подвергнется критике. Обречен на нее будет также и новый директор. Здание советского периода чрезвычайно изношено. Удручающее впечатление складывается особенно от зрелища механизмов в машинном подвальном помещении театра. Рассчитывать на свалившиеся вдруг миллиарды рублей вряд ли приходится.
Наполнить зал в наше время и в наших условиях можно только хорошо известным способом: покончить с высоконравственными и эстетическими традициями прошлого и отдать театр на откуп режиссеров-поклонников порнухи, чернухи, пропаганды гомосексуализма, наркотиков и прочих извращений. Tertium non datur - третьего не дано - иначе молодежь не привлечешь, о чем беспокоится омское правительство. Прогрессивной общественности, если она есть в Омске, вероятно, только под силу решать этот вопрос, ну а Борису Ротбергу в силу его возраста остается только сказать: «Feci quod potui, faciant meliora potentes» – я сделал, что мог, кто может, пусть сделает лучше.
Лев Степаненко, лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура» по разряду театральной критики.