На этапе проверки подписных листов активно идет отсеивание самовыдвиженцев и членов непарламентских партий.

Выборы в горсовет Омска назначены на единый день голосования – 10 сентября. Но уже сегодня, 7 августа, когда до «дня Х» осталось чуть более месяца, становится ясно: за 40 мандатов смогут побороться далеко не все, кто намеревался это сделать. По одномандатным округам омичи должны будут выбрать 20 депутатов и еще 20 – по партийным спискам.

Так, как упоминал «БК55» ранее, собрать нужное количество подписей не смог Александр Цимбалист, который заявлялся самовыдвиженцем от 20-го округа.

У другого самовыдвиженца – Игоря Басова – «выпали» четыре подписи из 221 из-за несоответствия границам округа, а еще полсотни «не пропустила» ГАС «Выборы».

– Явка ожидается на выборах депутатов ОГС от 10 до 15%, – говорит общественник. – Это процент доверия к людям, представляющим сегодня власть в городе. Фактически город будет ещё на пять лет брошен в хаос. Шанса попасть в горсовет нет, но буду добиваться возврата прямых выборов мэра, возврата «Водоканала» городу и сохранения в собственности города «Тепловой компании» и «Омскэлектро».

Также выдвинувший свою кандидатуру самостоятельно Михаил Федорченко не скрывает эмоций после окончания сбора подписей.

– Собрал 236 подписей, три отклонили по границам участка, плюс еще пять по другим причинам. Весь округ исходил, встречался с народом в каждом дворе, брал подписи у родственников, у знакомых. Народ обозлён, – расстроенно заключает экс-правоохранитель Федорченко, – на выборы идти не хочет. Подписи дались тяжело. Три папки сделал, все подписные листы разложил. Проверяли меня три часа, Конобрицкого – 30 минут. Система ГАС показала, что данные недействительны, и я выдохся. Понял, что больше в такие игры не играю. Сейчас самовыдвиженцев почти не осталось, какая же это демократия? Но что я теперь, на ГАС в суд подам? Отойду немного, завтра схожу на комиссию, получим решение и закрываем счет. Не пустили – значит, боятся. Президент говорит: гражданам надо участвовать в политической жизни региона, а тут что – своя власть? Политическая ситуация в Омске, я считаю, погибла. Четыре парламентских партий, а самовыдвиженцев нет. Я в шоке.

Идущая в горсовет от омского «Яблока» Татьяна Шнейдер попала, по её словам, в нелепую ситуацию. В свою пользу она предоставила 265 подписей – приняли лишь 206, остальные отклонили. Причина – сборщик якобы не указал свой адрес регистрации. Кандидатка назвала это «нелепостью и некой лазейкой в законе для тотального отсева».

– Я могу с точностью назвать людей, которые пройдут этот бюрократический барьер, равно как и знаю причины их допуска до выборов, – заявила Шнейдер. – И эти причины отнюдь не в законной конкуренции. В современной России ни о какой конкуренции речи и быть не может. Депутаты, которые просидели равнодушно пять лет в здании горсовета, идут сидеть еще пять лет. Фактически нет сменяемости. Рассчитывать при этом на хорошую явку бессмысленно. А при 15%-й явке легитимность таких выборов является спорной.

«Яблочница» тем не менее настроена по-боевому. Как она говорит, эта кампания по сбору подписей дала ей бесценный опыт, всё было сделано честно и правильно. К следующим выборам Татьяна планирует подготовиться лучше.

Резко высказалась об итогах «гонки» по сбору подписей и лидер омского «Яблока» Татьяна Нагибина.

– Моё личное мнение: как бы качественно партии, либо самовыдвиженцы, не угодные нашим властям, подписи не собирали, результат будет предсказуемый, всё-равно найдется что-то, что не устроит избирательные комиссии. Или наоборот, на многое закроют глаза. Это примерно как в школе при сдаче выпускных экзаменов, когда кого-то надо притянуть за уши, приглашают ночью на исправление ошибок. У нас права кандидатов зависят от указаний сверху: эти удобные, их не проверяем, им помогаем, эти не удобные, каждая запятая должна быть запротоколирована. Проходя уже не первую кампанию, я делаю вывод, что у нас есть только игра в выборы.

В настолько короткий срок и по заданным правилам, сокрушается Нагибина, собрать заданное число подписей без помарок и ошибок практически невозможно. К тому же сначала появляется закон о персональных данных, затем с жителями проводится работа, чтобы никому не сообщали данные, не открывали двери неизвестным.

Сталкиваются сборщики и с массой проблем: хамство населения, отказ давать паспортные данные, не все показывают паспорта.

– Единственный вариант качественного сбора подписей, это «высокие» отношения с партией власти, которым принадлежат КТОСы, – продолжает руководитель «Яблока» в Омске. – Если старших по домам обязать собирать подписи, через председателей КТОСов, то подписи можно собрать без проблем, или нарисовать в спокойной обстановке, сидя за столом, а не на корточках. Получается красиво, чистенько и правильно. Никаких помарок (опять же можно и переписать). В этом случае отказа от регистрации не произойдет. Есть такие кто так и поступил.

Напомним, что самовыдвиженцам требовалось собрать 250 подписей, общественным объединениям – 4,5 тыс., парламентским партиям подписи собирать было не нужно.

«БК55» связался также с пресс-секретарем омского избиркома Натальей Ботвиной. Она пояснила, что на сегодня зарегистрированы четыре партии – это ЛДПР, КПРФ, «ЕР» и «Справедливая Россия».

Подписные листы «Яблока», «Партии Роста» и «Коммунистов России» пока что проходят процедуру поверки. Кто из непарламентских партий и в каком составе пройдет регистрацию, Горизбирком объявит на заседании в середине недели.

Что касается одномандатников, то зарегистрированы уже 67 из 141 выдвинутых. Однако заседания провели еще не все окружные комиссии, потому подробности по одномандатным округам также обещают сообщить несколько позже.