Во вторник, 18 июля, в Восьмом арбитражном апелляционном суде начали решать судьбу омского рекламного рынка.

В Омске вновь ломаются копья вокруг прошлогодних рекламных аукционов мэрии: Восьмой арбитражный апелляционный суд начал рассматривать жалобу «Компаньон-РА» и «Сервисрезерв».

Рекламные компании требуют отменить весеннее решение омской арбитражки по громкому иску о признании итогов аукционов недействительными. Истцы утверждали, что аукционная документация была составлена с серьезными нарушениями, а конкретных мест размещения рекламных щитов в ней просто не было, однако суд принял сторону ответчика - Департамента имущественных отношений - и итоги аукционов отменять не стал.

Рассмотрение жалобы началось с ходатайств. Представитель «Компаньона» Юлия Кайзер попросила суд истребовать у ответчика и третьих лиц некоторые важные документы. В их число входят протоколы заседаний и согласительных комиссий и договоры на установку рекламных конструкций, полученные в итоге победителями аукционов.

Конфликт вокруг этих документов начался еще во время разбирательства в арбитражном суде первой инстанции. «Компаньон» несколько раз пытался обязать Департамент предоставить их в суд, однако безуспешно: представители мэрии утверждали, что договоры, заключенные после проведения аукциона, не могут свидетельствовать об ошибках в аукционной документации.

Судей апелляционного суда, однако, подобное объяснение не удовлетворило. Они отметили, что истец требует документы как раз потому, что на их основе можно сделать вывод об отсутствии в правилах торгов определенности.

«Указанные документы могут свидетельствовать о нарушении прав победителей аукциона, но к правам истцов не относятся» - не согласилась представитель мэрии Елена Семенова.

Другим столпом обороны для Департамента является Схема - при каждом разбирательстве (в антимонопольном комитете, в первой инстанции и теперь здесь) юристы мэрии повторяют, что конкурс проводился в строгом соответствии с Единой Схемой Размещения рекламных конструкций, а раз так, то претензий к организаторам быть не должно.

«Департамент не мог поменять схему, поскольку у него не было таких полномочий. Это был бы новый нормативный акт», - поддержала Семенову представитель компании «СТА» Ольга Идзон.

Кайзер, однако, возразила, что местные нормативные акты не могут противоречить федеральному законодательству. А в российских законах прямо прописано: место размещения рекламной конструкции должно быть указано точно. Более того: во время споров о рекламных щитах, проходивших в арбитражном суде с 2007-го по 2016 годы сами судьи уделяли точному местоположению рекламы много внимания, едва ли не с линейками по карте проверяли, нет ли отклонений.

Сейчас же, по мнению истцов, ситуация изменилась. Поскольку конкретное место размещения в аукционной документации не указано, департамент может произвольно его изменять, и предприниматель, победивший в конкурсе, имеет шанс получить щит не возле дороги, а в пяти метрах - среди деревьев.

«Департамент имущественных отношений не должен иметь права выдавать разрешения по своему усмотрению. Все участники аукциона должны находиться в равных условиях и иметь полный доступ к информации», - отметила представитель истцов.

Другим камнем преткновения в этом деле являются сами лоты. По мнению «Компаньона», группы рекламных щитов для торгов были сформированы неравномерно, и большая часть самых выгодных позиций вошла всего в несколько лотов - в то время как обычной практикой является равномерное распределение. Этот вопрос тоже вызвал у суда интерес:

«Вы можете сообщить, с чем была связана необходимость вносить изменения в конкурс за три дня до его начала? И каков был принцип формирования лотов? Да, мы понимаем, что у Департамента было право создавать лоты так, как ему необходимо - но мы далеки от того, чтобы считать, что в этом не было логики. И суд хочет ее понять», - отметила председатель.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представитель мэрии попросила перерыв. Другие участники и третьи лица тоже сообщили, что нуждаются в нескольких днях для ознакомления со всеми документами, так что процесс отложили до следующего вторника.

Читайте по теме:

Есть ли совесть у чиновника Асташова или это тоже неликвид?

Море(в) рекламы. Омский олигарх в центре «черного передела»

Море(в) рекламы. Теперь уже омские судьи попали в эпицентр «черного передела»