Тогда история с невыполнением госзадания учреждением Мельпомены, которую сейчас ставят в вину директору Омского музтеатра, не была еще актуальной.

В январе 2012-го журнал «Бизнес-курс» опубликовал наказы Леониду Полежаеву на сто дней до его ухода. Одним из них и было пожелание отправить в отставку руководителя самого крупного местного учреждения Мельпомены. К нашему изданию не прислушались, решив, по всей видимости, что у региона есть более масштабные задачи.

Сегодня, когда развеялся туман и выяснилось, что никаких суперпроектов региону не реализовать в экономике, властители, наконец, обратили внимание на культуру. Теперь их стал раздражать своим видом стоящий в центре города облупленный «трамплин».

Заметим, что все претензии к Борису Ротбергу, высказанные вице-губернатором Владимиром Компанейщиковым, имеют место быть. Только выражать их надо было раньше, ну, как минимум 5 лет назад. Не выполнившего наказ «Бизнес-курса» Леонида Полежаева сменил Виктор Назаров, а тот привел на пост главы регионального минкульта Виктора Лапухина.

Уж, казалось бы, кто как не г-н Лапухин - коллега Бориса Ротберга по директорскому корпусу театров - знал все сильные и слабые стороны руководителя музтеатра. Кто, как не г-н Лапухин не понаслышке, а именно изнутри мог быть знаком с историей с увольнением  из музтеатра балетмейстера Надежды Калининой, или запретом на участие певицы Ирины Трусовой в социальной рекламе, скандалом с хабаровским режиссером Борисом Кричмаром, которому указали на дверь во время фестиваля «Панорама музыкальных театров». Однако Виктор Прокопьевич не смог или не захотел связываться со строптивым менеджером.

Впрочем, культвласти региона всегда старались не влезать в конфликты. А Ротберг и сейчас не скрывает, что он руководитель с характером. Чего стоит судебный иск Бориса Ротберга против ИД «ТРИЭС». Зато, как считает директор Омского музыкального, у него в коллективе порядок. Спектакли идут не один сезон, труппа стабильная, нет пьянства - одно время повального увлечения во многих учреждениях Мельпомены, нет подковерных игр, когда коллектив находится во фронде к администрации.

Слабым местом Ротберга сегодня можно назвать неумение увидеть новые театральные реалии, которые заключаются по большей части не в творчестве, а во внешней обертке. Невозможно призвать бизнесменов вложить средства в разваливающийся Омский музтеатр. Их усилий просто не будет видно за ворохом коммунальных проблем.

Не стал Ротберг и организовывать якобы малую сцену, чтобы давать спектакли для минимума зрителей, дабы повысить посещаемость театра и экономить на коммуналке. Но выяснилось, что крупный театр с массой артистов, хором, балетом и оркестром сегодня зрителям молодым не очень известен.  Поклонников классики из-за отсутствия консерватории в Омске мало. Омичей тянет в эстраду. А ее дает филармония, значительно более цивильная в смысле условий.

Консенсус с властями Ротбергу найти не удалось. Сам Борис Львович в неофициальных беседах признает, что Омску было бы достаточно того 600-местного здания театра музыкальной комедии, которое стояло за местным ТЮЗом. По его мнению, именно это здание с хорошей акустикой могло быть рентабельным и заполнялось бы всегда зрителями. Но его развалили и не спасли. Такая же участь грозит, если не вмешаться, и гигантскому зданию нынешнего музтеатра, построенного в 1984 году.

Виктория Горчица
фото: ИД «ТРИЭС»