Записки очевидца о пользе праймериз и политических ток-шоу.

Можно ли весело написать о политике? Омской? Легко! И придумывать ничего не надо – нужно просто уметь слушать, слышать – и не забывать записывать.

Начну издалека: еще с прошлого года сложилась традиция, по которой я открываю и закрываю дебат-площадки в рамках предварительного голосования по отбору кандидатов от «Единой России». В качестве ведущего (или модератора – как кому нравится).

Мне, кстати, нравится: для журналиста это неплохая школа и практика, для политолога – повод для предложений по реформе избирательного законодательства, а для писателя – «просто песня» для творчества. В духе Александра Цыпкина (хотя он больше «про любовь и отношения») или Сергея Довлатова.

И, прежде чем пуститься в оскорбления, я обязан сделать два дисклеймера.

Первое. Дебаты и праймериз – очень нужная вещь. Люди могут действительно определить и выбрать своих «кандидатов в кандидаты», посмотреть их и послушать. Просто нужно шлифовать регламент. Особенно в части дебатов. Сегодня, если кандидат не принял в них участие дважды, его снимают с пробега. Но вот где и перед кем он выступает – не оговаривается. Было бы куда лучше, чтобы эта обязанность была разовой, но – обязательно вместе со всеми конкурентами по конкретному округу перед избирателями на этой территории. Понимаете? Пришли, к примеру, жители округа №6 в условный ОМЦ «Химик», сразу увидели 7-8 претендентов, послушали их, поспорили – и все стало понятно. Зачем второй раз собираться?

Второе. Мы действительно имеем дело с совершенно свободной и демократической процедурой. В рамках которой выдвигаться может любой человек. Даже абсолютно для этого не готовый. И именно для этого и нужны праймериз: сразу видно, кто способен стать депутатом (и быть полезным городу), а кто… может стать легкой добычей для журналистов. Оттачивающих на таких «политиках» свои перья и порой даже целые медиа-«штыки».

Ну а теперь… зарисовки из блокнота «смотрящего за дебатерами», или «Что говорили (несли!) кандидаты в кандидаты?».

Блок первый. «О транспорте».

В библиотеке имени Пушкина на площадке, которую я вел, самая молодая участница диспута, студентка Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ по имени Юлия (фамилию не буду называть специально) пожаловалась, что по вечерам в час пик из Нефтяников невозможно уехать. «И, если к власти придет нормальная команда, которая сможет «прокачать» инициативы...», то все получится. Если, конечно, избиратель поймет.

Еще один студент на вопрос об обновлении муниципального транспорта сказал прямо: «Когда я стану депутатом, заставлю водителей автобусов на конечных остановках протирать поручни. Это ведь не сложно». Большое дело!

Продолжили.

Опытный кандидат Ольга (в прошлом году – участница праймериз в ЗС) предложила «списать все гробы». Я оживился – и мы выяснили, что речь идет о старом общественном транспорте. Оказалось, что заменить «наши» автобусы Ольга хочет… корейскими машинами. Почему? Потому что «лично видела, как недобросовестные водители сливают бензин».

– Это же непатриотично! – в ужасе вскричал я. – Почему именно импортными вы хотите заменить отечественные автобусы?! Вы же патриот?

– Я патриот, но они сливают солярку!

Ольга была спокойна и чувствовала себя уверенно: по ее мнению, «слить» из корейских микроавтобусов нельзя. Кроме того, стоимость проезда должна быть снижена.

Тут «в игру» вернулась и Юля, которая заявила, что количество автобусов «при ней» (в качестве депутата) резко возрастет.

– Юля увеличит число автобусов, Ольга снизит на них цену. Правда, денег на это нет, ну и ладно, – только и оставалось резюмировать мне.

Третий кандидат по имени Даниил собрался бороться с попыткой городских властей сократить маршруты. Если коротко – сократить не даст.

– А что делать с уже закрытыми?

- Их нужно восстанавливать.

Интересная идея, я считаю. Только вот, где деньги взять? У Даниила было готовое решение:

– Нужно принудительно заставить их перейти на газ. Половину стоимости ГСМ сэкономим.

– Их нельзя перевести на газ, – сообщили из зрительного зала «люди в теме».

– Что значит нельзя? Значит, нужно принудить!

Хороший Даниил кандидат, упорный. И упертый. Такого не сбить с панталыку. Или с правильного пути. Тем более, и кандидат Ольга его поддержала: «Да, переведем транспорт на газ».

– Хотя бы на веселящий – для начала! – предложил я под явное одобрение зала.

В общем, разговор о транспорте мне понравился.

Отменили в городе 65 маршрутов – надо вернуть. А стоимость проезда – снизить. Денег, правда, нет. Но будущие депутаты «вникнут», «усилят контроль», обязательно кого-нибудь «накажут» и потом «заставят».

Блок второй. «О себе».

Очень милые люди вышли на электоральную тропу.

Упомянутая выше студентка Юлия несколько раз подчеркнула, что «я, как будущий чиновник…». Но чуть позже уже практически призывала к бунту.

Правда, после того, как на смех подняли ее мысли о том, что «первым делом в Горсовете я найду и накажу…». И обязательно – на кол!

Все, кстати, постоянно говорили про «контроль», «наказать», «усилить контроль», «штрафовать» и «нужно вникать». И еще – обязательно «бороться». И «заставить».

Очень симпатичный (и не только мне) и деятельный кандидат Жанат рассказал, как была решена проблема в одном садоводстве. Там людям, как выяснилось, мешал жить председатель.

– Жители обратились к нам. Мы вышли с товарищами на место – и решили вопрос. С председателем.

Зал на мгновение окаменел.

– Окончательно? – помертвевшими губами спросил я.

– Да, проблемы больше нет, - искренне и от чистого сердца улыбнулся Жанат.

После чего (через паузу) мне пришлось объяснить ему, что отсутствие «желтой прессы» на дебатах – это благо. Потому что вырванная из контекста его фраза могла бы ему серьезно помешать на выборах.

Мы продолжили.

Молодой строитель захотел вернуть киоски на все улицы Омска (хотя вроде и старые никто не убирает). Дальше начался сеанс подлинных откровений.

Сначала журналист Владимир заявил (без микрофона, голос поставлен): «Надо хорошо понимать, что действительно может сделать депутат горсовета. Я всегда говорю избирателям, что не решу мгновенно проблем». И дальше честно признался, что сделать практически ничего нельзя. Но, выбрать нормального порядочного человека – можно. Который хотя бы попытается что-то изменить.

Подписываюсь (и за него в частности).

Потому что следующий оратор был откровенен. На вопрос: «Вы почему депутатом хотите стать?» ответил:

– Ну как, у меня три дочки, надо же растить.

Однако «положил» весь зал другой кандидат – действующий муниципальный депутат одного из сельских поселений. У нас состоялся диалог примерно следующего содержания:

– Слушайте, ну а как же там, в селе, без вас? Вот уйдете вы в Горсовет, а вас ведь там, в поселении, избрали всего два года назад.

– Ну это ничего, я уже и за это время смог их научить, подтянул их уровень…

– Это вы про коллег, депутатов?

– Да, удалось им привить знания, сильный стал совет.

Тут уже меня было не остановить:

– Послушайте, а вы ведь из ЭНСКОГО поселения?

– Да.

– Точно! Мне ведь недавно рассказывали коллеги из правительства области, что очень за последние годы вырос уровень там, сильные управленцы появились, действительно мощный менеджмент…

– Ну вот видите – и вы слышали…

В зале началась истерика…

Блок третий. «О городе».

Почти всех кандидатов волновал и город «в целом». Горожане. Один из участников дебат-площадки прямо так и сказал: «У нас в городе проблемы со средствами и с жителями».

Я потребовал… нет, не сатисфакции, но пояснений. И получил их:

– Каждый месяц уезжает полторы тысячи человек. Надо понимать, что нам с этим делать, поэтому я и решил баллотироваться.

И правильно! Ну а как иначе-то поймешь?!

Тема с «отъездом» вообще на какое-то время стала превалирующей на наших дебатах.

– У каждого из нас кто-то уехал из Омска…

После этих слов оратор запнулся и дальше говорить не смог. Мне показалось, что его душат слезы.

– Но они же не умерли?! – попытался придти ему на помощь коллега-конкурент по площадке, уже упомянутый мною выше журналист Владимир.

– Они умерли для Омска, – отрезал я.

Но наши женщины – не такие. Они хотят верить в лучшее. В нас. В наше настоящее и мужское. Поэтому одна из участниц в финале воскликнула:

– Омичи! Все, кто еще не уехал! У меня есть шанс сделать так, чтобы вы и не думали о переезде – превратить Омск в город комфортной жизни.

Поддержала ее и полюбившаяся мне Ольга, которая в своем заключительном слове сказала, как отрезала:

– Я люблю город и даже соседей.

Без комментариев.

В конце началась вакханалия: все участники стали меня хвалить. Как отметила представительница Оргкомитета по проведению праймериз, сложилось ощущение, что «дебатеры считали, что если они поблагодарят / похвалят СанСаныча, то это отразится у них на предвыборной карме, присасываются к репутации СанСаныча».

Вот и посмотрим в это воскресенье, помогло ли им это…

В любом случае (подытоживая), хочу сказать, что дело-то нужное оказалось – и праймериз, и идея с дебатами. Почему? Так ведь глупость, наивность, неготовность – они сразу видны. Не спрячешь. Равно как и искренность. И реальное желание отдельных людей что-то сделать, или хотя бы попробовать.

И, конечно, настоящими глыбами смотрятся действующие депутаты и реально сильные (и подготовленные) кандидаты. Так и что в этом плохого? Ведь ключевое слово здесь: подготовка. На арапа не проскочишь – это вещь очевидная, серьезно (и ответственно) подходить надо и к выборам, и к встречам с избирателями.

И еще немного юмора напоследок. Недавно в одном федеральном СМИ я прочитал мнение омского представителя «электоральной индустрии» по имени Евгений. Он прямо так заявил, без обиняков: «Многие участники праймериз в моем понимании – технические кандидаты, которых до выборов не допустят. Они не обращаются за советами к политконсультантам, чтобы те помогли отстроить их кампанию».

Понимаете, в чем «вина» и «проблема» участников? Им «технологи» и «консультанты» не нужны. Поэтому (по мнению последних) они должны проиграть.

И тут я обязан процитировать главу Политической экспертной группы Константина Калачева (один из самых цитируемых политологов страны), один из его любимых (свежих) анекдотов:

– Глава района, доложите, как проходит подготовка к выборам?

– В штатном режиме, в рабочем порядке. Все возможности задействованы. Явку планируем на уровне 75,48%, наш кандидат победит с результатом 82,73%. Со скандалистами поработали. Всё пройдет тихо. Но есть одна проблема.

– Какая?

– У нас в штабе нет политтехнолога.

… Ой, сколько их появится на омском горизонте начиная со второй половины июня. И дров наломают, и новые информационные войны развяжут…

А все почему? Просто, как гласит профессиональная мудрость, «Настоящий политтехнолог ошибается только один раз. Зато – каждую избирательную кампанию».

Александр Малькевич, гендиректор АО «ОРТРК» (12 канал – Омск)