В своих махинациях псевдонаследники использовали чужие паспорта и поддельные решения суда.

Первомайский районный суд рассматривает дело «черных риэлторов», из-за которых пострадали 14 омичей. На скамье подсудимых 5 человек – Татьяна Бережная, Евгений Санников, Олег Михайлов, Юлия Корнева, Георгий Делега. Каждого из них обвиняют сразу по нескольким статьям УК РФ: ч.2 ст.327 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов), ч.4 ст.159 (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение), ч.1 ст.30 (приготовление к преступлению и покушение на преступление). Изначально в организованную преступную группу входили шестеро, однако один из «идейных вдохновителей» и организаторов умер еще будучи подозреваемым.

В течение 2013-2015 годов мошенники разыскивали квартиры, хозяева которых скончались. После этого подсудимые подделывали решения судов о праве наследования, по которым квартира якобы переходит в их собственность, по чужим паспортам оформляли все документы, а затем жилье продавали. А когда новые владельцы приходили за документами на квартиру, выяснялось, что жилплощадь вовсе им не принадлежит.

Всего в деле 14 эпизодов и 14 обманутых покупателей. За 1 миллион 110 тысяч «черные риэлторы» продали квартиру на улице Демьяна Бедного, 69, за 1 миллион 760 тысяч – на улице Серова, 26, за 2 миллиона – на улице Путилова, 3в, за 1 миллион 700 тысяч – на проспекте Культуры, 2, за 855 340 рублей продали дом с земельным участком на улице Инструментальная, а за 180 499 рублей – участок во 2-ом Целинном переулке.

Выясняться правда начала, когда у регистраторов в юстиции, куда предоставляли документы о наследовании, возникли сомнения в подлинности бумаг. В судах же, где якобы рассматривали эти дела, ответили, что таких заседаний не было и за наследством никто не обращался. Кроме того, в юстицию обратилась омичка, которая по документам была наследницей жилплощади на улице Путилова. Женщина, которой пришло уведомление о приостановке регистрации, заявила, что об этой квартире знать ничего не знает. Как рассказала прокурор Анжелика Михейлис, в 2005 году омичка потеряла паспорт, с заявлением о его утере обратилась в полицию. Паспорт ей сделали новый, а вот старый оказался в руках мошенников. Подобным образом преступники провернули и остальные схемы.

Сами подсудимые свою вину отрицают. При этом трое из них прибыли в зал суда под конвоем, а еще двое пока находятся на свободе и ходят на заседания самостоятельно.

Сегодня суд допросил четверых свидетелей – сотрудников Росреестра, которые занимались приемом и выдачей документов, а также регистрацией прав на жилые помещения. Следовало прояснить вопрос: каким образом право собственности на квартиры вообще можно было оформить по поддельным документам, а после этого «нечистое» жилье продать.

Как оказалось, все просто: проверять документы на подлинность сотрудники Росреестра не могут, кроме того, они обязаны принять все бумаги заявителя, если он этого требует.

«Мы ничего не требуем, какие документы нам принесли – такие и принимаем, отказать не можем, – сообщила суду инженер 2 категории межрайонного отдела Мария Плахина. – Случаев, чтобы приносили поддельные документы, в моей практике не было».

Ей вторила и сотрудница отдела приема и выдачи документов Ольга Федянина.

«Внешне на всех документах были необходимые реквизиты, на подлинность их проверять я не имела права», – сообщила она в своих показаниях.

При этом паспорта заявителей специалисты Росеестра проверяют в специальной программе.

«Нам приносят оригинал паспорта, по нему мы проверяем личность в базе программы «Юстиция», проверяем, поменялся ли паспорт, если да, то его изменяем», – рассказал суду Андрей Романенко, который работал специалистом по приему документов в Росреестре.

Свидетель путано пытался объяснить, для чего же предназначена эта программа: как выяснилось, это база данных объектов, в которой указано, на какой паспорт объект был оформлен.

На этом допрос свидетелей завершился. При этом стоит отметить, что все они как один заявили, что с подсудимыми не знакомы.

Рассмотрев еще несколько томов объемного дела, суд постановил отложить заседание на неделю, чтобы допросить новых свидетелей обвинения: их, определенно, немало.