Вступили в силу изменения в 54 ФЗ «О применении ККТ». Теперь вся контрольно-кассовая техника ­должна отправлять электронные версии чеков оператору фискальных данных. Для чего нужен этот ­закон, кого он касается и чем грозит предпринимателям, не успевшим перейти на «онлайн-кассы», «БК» рассказал Дмитрий Берг, исполнительный директор компании «Кассовый сервис».


– Дмитрий, уже с сегодняшнего дня, к примеру, регистрируются только новые кассы, способные отправлять чеки в электронном виде напрямую в налоговую. Расскажите, что это за закон и что нужно знать предпринимателям, чтобы его не нарушить?

– С 1 февраля 2017 года прекратилась регистрация старых касс с ЭКЗЛ. Теперь к регистрации и перерегистрации принимается только новая контрольно-кассовая техника (ККТ), в которой вместо ЭКЗЛ установлен фискальный накопитель (ФН), который осуществляет функцию аналогичную с ЭКЛЗ, только с возможностью шифрования и отправки данных на сервера ФНС. А чтобы чеки в электронном виде попадали сразу в налоговую, предпринимателям придется подключать кассу к интернету и заключать договор с оператором фискальных данных. Времени на подключение к онлайн-кассам остается немного: с 1 июля вся контрольно-кассовая технику в стране должна работать по новому порядку – передавать данные в налоговую онлайн.

– Получается, в схеме работы особых изменений нет. Откуда тогда столько паники вокруг нововведений?

– Проблем на самом деле много. Одна из них заключается в том, что закон сделал необязательным обслуживание «онлайн-касс», то есть все работы пользователь ­можем ­делать сам без помощи ЦТО. Но это только в теории. На практике мы столкнулись с тем, что предприниматели и организации попросту не знают, как им самим запустить в эксплуатацию новую технику, заменить блок ФН, зарегистрировать все это в личном кабинете ФНС, да еще и обеспечить бесперебойную работу. Получается, что на новые требования закона без ЦТО перейти просто невозможно.

Во-первых, потому, что старые кассы, подлежащие модернизации, нужно дорабатывать. А, если на точке применяется еще и система автоматизации, то необходимо ­модернизировать кассовое ПО.

Во-вторых, ­зарегистрировать самому кассу в личном кабинете налоговой очень сложно. Нам однажды пришлось разматывать всю цепочку ошибок предпринимателя, в которую он закопался, пытаясь все сделать самостоятельно, в течение трех дней. Третий момент: самостоятельная замена фискального накопителя – дело рискованное. Одна ошибка, и накопитель блокируется. Новый стоит 9000 руб. Заблокировать накопитель могут и в случае, если, к примеру, пропала связь, и касса перестала передавать данные фискального накопителя в налоговую службу. Здесь должен быть ­обязательный и ­постоянный контроль. Потому что сами пользователи не всегда видят проблему... Ну, подумаешь, чек не ушел куда-то, налоговая зато не увидит. А потом раз – и минус 9000 руб. Так что информационно-техническая структура компаний должна уже сейчас начать работать по-новому, в том числе чтобы быть в курсе всех нововведений. Знать, к примеру, что сейчас скидки считаются по-новому – налоговая ушла от их автоматического округления, и, если программа продолжит считать по-старому, проблем не избежать. Знать, что формат чека изменился, и под него нужно дописывать кассовую программу. Так что сейчас действительно серьезная проблема – подготовить инфраструктуру под новый закон. Бывает, компания сидит на ПО, разработчик которого находится за рубежом, в итоге проходит немало времени, пока им приходят обновления. Кто сидел на старых и нелицензионных версиях 1С, уже сейчас нужно обновляться, приобретая подписки ИКС или покупать новое лицензионное ПО. Но получить в этой ситуации оперативную помощь от налоговой не всегда возможно: они знают теорию, но не разбираются в практических нюансах. Мы предлагали нашим налоговикам провести в Омске обучающий семинар, предлагали поставить им все модели ККТ, рассказать, в каком случае клиент может сам все зарегистрировать, а в каком – нет, как все это правильно сделать, ­какие есть ­подводные камни...

– А вам-то какой интерес от этого? Не получив необходимой помощи в налоговой, клиент придет к вам? Да и самой налоговой это не особо интересно: ответственность за несоблюдение закона все равно ляжет на бизнес.

– Наша задача, чтобы налоговая знала: кассовый сервис компетентен. Что касается ответственности предпринимателей, здесь штрафы предусмотрены серьезные: от 10 тыс. руб., если ККТ не соответствует требованиям закона или, к примеру, если чек не отправлен покупателю, до административной приостановки деятельности сроком до 90 суток за регулярные нарушения.

– Каков сегодня реальный объем рынка контрольно-кассовой техники?

– Российский рынок оценивается в миллиарды рублей – в стране около 2 млн единиц ККТ. Что касается нашего города, рынок составляет порядка 20-25 тысяч единиц. В налоговой, правда, данные другие – около 40 тыс. Но в марте эти показатели всегда сокращаются, поэтому я говорю о реальных цифрах. Но! В июле 2018 года начнет действовать третий этап 54 ФЗ, который обяжет все ИП и организации, которые сейчас сидят на ЕНВД и освобождены от использования ККТ, начать применять эту технику. Если это произойдет, объем рынка вырастет на 70-75%. Об этом, правда, пока рано думать, впереди выборы... Может многое измениться. Но рынок должен быть готов к таким объемам…

– В Омске около 40 компаний, работающих на рынке обслуживания ККТ. И наверняка эта цифра в ближайшее время еще увеличится... Неужели этого мало?

– Сейчас по новому законодательству в городе работает всего четыре компании. Остальные пока не подготовились к изменениям. Хотя мы еще в прошлом году начали активно работать с предпринимателями и налоговой. Получили все лицензии, ­обучили инженеров. При этом ­большинство компаний только начало об этом задумываться. Но они, скорее всего, вообще уйдут с рынка. Потому что сейчас нужны внушительные оборотные средства, чтобы обеспечить запас ККТ. Ведь если вы сейчас позвоните, к примеру, на завод «Атол» – вам сообщат, что минимальные сроки поставки – 40 дней. А предпринимателям касса обычно нужна «еще вчера». Еще сложнее обстоят дела с фискальными накопителями, их уже нереально найти. Потому что пробную партию после тестирования не допустили к эксплуатации. Выпустили вторую – пока только объемом 200 тыс. единиц. Их уже продали...

– С какой целью закон так стремительно принимали?

– Новые требования 54 ФЗ – это прежде всего продолжение борьбы с нелегальным оборотом и обналичкой. Знаете ведь, как работают обналичники? Они сидят на НДСе и путем бесконечной оптимизации своих расходов фактически уходят от уплаты налогов. Для борьбы с этим сначала внедрили систему автоматизации, в которую были вложены миллиарды рублей, после чего налоговая получила возможность видеть по документам всю схему движения товарно-денежных оборотов от поставщика до конечного потребителя. Качество налоговой проверки тогда возросло до 98%. Переход на «онлайн-кассы» сделает каждую копейку еще более прозрачной. Так что обнал будет жить еще максимум год-два и все. Дальше прятать деньги будет просто невозможно. Второй момент – это борьба с аферистами и спекулянтами. В этом году, к примеру, уже был запущен проект по чипированию бесконтактными метками социально значимых товаров. Первыми в списке оказались изделия из натурального меха. Теперь все товары этой категории обязаны иметь свою маркировку, быть зарегистрированы на сайте УФМС и иметь соответствующую метку, чтобы в случае налоговой проверки инспектор мог прийти в магазин и с помощью специального оборудования сразу определить – все ли товары имеют метки или магазин торгует еще и контрабандой.

– В списке социально значимых товаров пунктом номер один стали шубы?

– Налоговики просто посмотрели рынок, где чаще всего не платят налоги. Это оказались именно шубы. Помните же, были «показательные казни» по стране с изъятием и сжиганием контрабандного меха? Здесь же все очевидно: бизнесмен купил в Турции шубу за 30 тыс. руб., здесь продал за 300 тыс., налоги не платит. По этой же системе с этого года начинают работать аптеки и рынок алкогольной продукции. Дальше – рынок бытовой химии, где, по разным данным, объем контрафакта доходит до 90%. Весь список можно посмотреть на сайте правительства. Но он еще неокончательный и постоянно пополняется. Туда точно войдет икра, шины ­автомобильные. В общем, помните анекдот: ­депутаты ­думали, что они принимают законы, а оказалось, что наркотики. Тем не менее ужесточение контроля себестоимости социально значимой группы товаров – это в том числе и попытка защитить потребителя, ведь государство теперь сможет видеть, какая наценка и где установлена на товар для конечного потребителя – 30 или 300 процентов. И ­потребитель ­будет иметь ­возможность проверить ­легальность каждого чека, который он получил на сайте ИФМС. Ведь к 2021 году станет обязательной передача данных не только о сумме, но и о наименовании проданного товара.

Текст: Ирина Леонова