Об этом сообщил в суде по делу полицейского Кропалёва один из сотрудников ритуального агентства, состоявшего из отставных полицейских.

Вчера, 25 апреля, в Куйбышевском районном суде оглашались показания свидетелей по делу бывшего помощника оперативного дежурного Андрея Кропалёва. Страж порядка лишился работы и попал под суд за три эпизода должностного преступления. По версии обвинения, он трижды за взятку сообщал информацию о только что умерших омичах в ритуальное агентство предпринимателя Евгения Бортника. Бывшие сотрудники этого агентства рассказали следствию любопытные подробности о механизме этого бизнеса.

Процесс по делу Кропалёва проходит уже во второй раз. Прокуратура обжаловала вынесенный в декабре оправдательный приговор, и уголовное дело вновь вернули в суд первой инстанции, только уже к другому судье. Показания всех свидетелей, данные в суде, в материалах дела уже есть. Поэтому для личной дачи показаний вызывают лишь тех, на чьей явке настаивают прокурор или адвокат. Участники процесса дружно сошлись на мнении, что сотрудников ритуального агентства «Ритуал» повторно в суд можно не приглашать. Показания этих свидетелей зачитывала судья Людмила Селезнёва.

У четверых очевидцев из похоронного бюро «Ритуал» оказалось немало общего. Прежде всего, почти все они в прошлом служили в системе МВД. Впрочем, и сам Евгений Бортник – тоже бывший страж порядка.

Один свидетель поведал:

– Бортника я знаю давно: мы вместе с ним учились. Когда я уволился из органов внутренних дел, Бортник продолжал работать в системе МВД. Весной 2013 года при встрече с Бортником я узнал, что он занимается ритуальным бизнесом. Так как у меня были финансовые трудности, я попросил Бортника взять меня на работу. Официально я не был трудоустроен.

Другой сообщил:

– В настоящее время я являюсь пенсионером МВД. Последняя моя работа была в городе Новый Уренгой, где я занимал должность инспектора по контролю за частной охранной и детективной деятельностью. После выхода на пенсию переехал в Омск к семье. Так как пенсии на жизнь не хватало, я стал заниматься поисками работы. Проезжая по улице Госпитальная, увидел, что в ритуальное агентство «Ритуал» требуются разнорабочие...

Примечательно, что все сотрудники «Ритуала», дававшие показания по делу, теперь у Бортника не работают: кто поссорился с ним по рабочим моментам, кто ушёл по состоянию здоровья, а кто предпочёл скрыть причины увольнения.

Без дела агенты не сидели. От начальника к ним регулярно поступали задания – СМС-сообщения с адресами и телефонами квартир, где только что кто-то умер.

– Информацию он мог мне выдавать в любое время суток, даже ночью, и я должен был ехать по указанному адресу.

Агенты в один голос твердили: откуда Бортник брал эти сведения, они не знали.

Давний знакомый Евгения Бортника, бывший на тот момент его «правой рукой» в бизнесе, поделился:

– Когда Бортник уезжал на отдых, он оставлял мне свой телефон, чтобы я координировал деятельность агентов. Это был телефон с номером агентства. На него поступали звонки от желающих заключить договор об оказании ритуальных услуг. Периодически звонили люди и говорили, что им дали этот номер телефона. Кто давал этот номер, мне неизвестно.

Когда похороны и поминки завершались, агенты приезжали в офис похоронного бюро и передавали директору деньги.

Уволившийся из-за конфликта с Бортником работник признался:

– Бортник не возражал против того, чтобы иногда агенты указывали завышенные цены на услуги. Деньги, с его слов, шли на развитие бизнеса.

Нередко агентство оказывало близким покойных ряд услуг в долг. Тогда недостающую сумму агент доплачивал из своего кармана. В таком случае директор просил работников указывать в документах статьи расходов.

Показания одного из пенсионеров МВД были интригующими:

– Свои расходы я проставлял в присутствии Бортника. В ряде договоров в своих расходах Бортник говорил мне написать слово «откат» и указать напротив этого слова денежную сумму. Суммы были разные – порядка 6000-7000 рублей. Я не задавал Бортнику вопросов, что это слово означает. Сам Бортник говорил, что эти деньги пойдут на развитие бизнеса. Какой смысл он вкладывал в эту фразу, мне точно известно не было.

Евгений Бортник на судебном заседании не присутствовал. Ранее он сообщил, что находится в командировке в Москве. Поэтому прокомментировать заявления своих бывших работников сможет только тогда, когда лично появится в зале суда. На его присутствии настаивают все участники процесса. Ведь Бортник – один из главных свидетелей по делу. Судья Людмила Селезнёва заявила: по её данным, этот фигурант уже в Омске. Она подготовила задание для судебных приставов – немедленно отыскать Бортника и доставить его на процесс.

Яна Турнова