Крупнейшие шведские компании, ведущие бизнес в России, подводят итоги 2014 года и публикуют финансовую отчётность за IV квартал. Как резкое падение рубля, санкции в отношении России и кризис на Украине сказались на финансовых итогах компаний, выясняла редакция.

Напомним, что санкции в отношении России были введены Европейским Союзом и США, а также рядом отдельных стран весной-летом 2014 года. Подробнее о санкциях - в нашем материале «Как защитить свой бизнес в России?».

Oriflame - рост в Москве и Санкт-Петербурге и потери на востоке Украины. Для косметической компании Oriflame Россия является крупнейшим рынком, составляя около 30% от общего объёма продаж. В четвёртом квартале Oriflame увеличила продажи в России на 7% (в рублях), несмотря на сложную экономическую ситуацию, говорится в отчёте. При этом компания отмечает, что будет повышать цены на продукцию с учётом инфляции для обеспечения уровня дохода и компенсации девальвации рубля.

Глава компании Магнус Бреннстрём так комментирует прошлый год:
- Подводя итоги 2014 года, это, конечно, был год с исключительными внешними факторами, и главным из них, оказавшим влияние на Oriflame, стала геополитическая нестабильность на наших главных рынках в России и Украине. На наши продажи (в евро) оказало резко негативное влияние обесценивание валют этих стран.

Что касается позиционирования компании в России, то Oriflame увеличила долю на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Между тем, в Украине продажи Oriflame продолжают снижаться уже в течение нескольких лет. В связи с событиями в восточной части страны компании испытывала трудности с поставками продукции, кроме того, многие консультанты прекратили работу с Oriflame в том регионе. Таким образом, по итогам года Oriflame потеряла более половины продаж в восточной Украине.

Alfa Laval - рост за счёт госзаказов. Производитель теплообменников и сепараторов - компания Alfa Laval - отмечает в отчёте, что объём заказов в России был «на хорошем уровне» за счёт государственных заказов на оборудование для центрального теплоснабжения. В частности, компания отметила, что в последнем квартале прошлого года Россия сделала крупные заказы Alfa Laval для нефтегазовой индустрии и целлюлозно-бумажной промышленности.

Генеральный директор компании Ларс Ренстрём отмечает:
- У нас был очень сильный квартал в России. И это очень неоднозначная картина. Клиенты с государственным финансированием могут рассчитывать на многое. Например, если речь идёт о центральном теплоснабжении, то у нас был фантастический квартал. В то же время ситуация немного сложнее для клиентов с иностранным финансированием. Таким образом, итоги года в России вышли значительно лучше, чем мы ожидали в начале года. Однако мы ожидаем снижения в России в 2015 году по сравнению с 2014 годом, - комментирует он в ходе презентации отчётности.

Atlas Copco спасается повышением цен на продукцию. Падение рубля и санкции не оказали сильного эффекта и на другую шведскую машиностроительную компанию - Atlas Copco. Об этом производитель компрессоров, генераторов и горно-шахтного оборудования сообщил в комментарии редакции. «Это связано с тем, что компания не ведёт производственную деятельность в России, а санкции, касающиеся нефтегазовой отрасли, влияют на компанию не напрямую», - сообщили нам в Atlas Copco.

Президент компании Ронни Летен отмечает:
- Одной из защитных мер для нашей компании, которая не ведёт производство в России, является увеличение цен при девальвации рубля.

Резкое падение продаж в России испытал производитель вентиляционного и климатического оборудования Systemair. Отметим, что именно Россия является крупнейшим рынком для этого концерна. Как сообщили редакции в компании, по предварительным оценкам, продажи Systemair в России в 2014 году упали на 24%.

Фредрик Андерсон, директор по маркетингу Systemair сообщил, что продажи в России за 2014 год составили всего 11% от общей прибыли концерна. Systemair стало непросто конкурировать с местными производителями, ведь слабый рубль привёл к тому, что продукция этой компании, которая производится за пределами России, стала дороже.

Не ощутила сильного негативного влияния машиностроительная компания SKF, крупный производитель подшипников. Компания сообщила, что Россия занимает лишь малую долю рынка компании и поэтому ситуация на российском рынке не так сильно сказалась на итогах SKF в целом.

«Неопределённые перспективы» для Scania и «слабый» рынок для Volvo. Объём заказов в России в 4-м квартале для производителя грузовых автомобилей и автобусов Scania вырос, однако перспективы компания считает «неопределёнными». Согласно отчёту, объём заказов на грузовики в Евразии в 4-м квартале вырос на 41% - до 1488 единиц, главным образом, за счёт России. На спросе в России во 2-м и 3-м кварталах негативно сказалась нестабильная обстановка в регионе, и объём заказов был низким. Однако, как отмечает компания, существенное ослабление рубля в четвёртом квартале привело к краткосрочному росту спроса. «Прогноз для региона является неопределённым в силу геополитических волнений», - отмечает компания, имея в виду российский рынок. Как сообщил редакции глава отдела по связям с инвесторами Пер Хилстрём, всего в 2014 году Scania поставила в Россию 5499 грузовиков (падение почти на 9% к 2013 году).

Между тем, концерн Volvo, производящий автомобили, назвал «слабым» развитие рынка в России. Резкий спад на российском рынке помимо прочих факторов привёл к тому, что объём заказов в Европе в четвёртом квартале 2014 года снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Как отмечается в отчёте, на развитие европейского рынка компании в 2014 году повлияла в том числе «неопределенность, связанная с геополитической ситуацией вокруг России».

Санкции европейских стран, а также ослабление рубля негативно повлияли на спрос в России для компании Sandvik. Об этом производитель оборудования для горнодобывающей промышленности и строительной отрасли сообщил в отчёте, не приводя точных данных для России.

Ericsson, шведский телекоммуникационный концерн, отмечает в квартальном отчёте, что продажи в Северной Европе и Центральной Азии выросли в основном за счёт инвестиций в инфраструктуру России. По итогам 2014 года, продажи компании выросли в основном за счёт ввода широкополосных сетей мобильной связи в России с объёмом продаж 6,7 млрд крон (рост на 20%).

Согласно данным Коммерц-коллегии (Национального совета по торговле), по итогам девяти месяцев 2014 года, экспорт шведских товаров в Россию упал на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил 16,2 млрд крон. В частности, заметно снизился экспорт механического оборудования (-46%), электрического оборудования (-25%), запчастей для моторных транспортных средств (-61%) и сельскохозяйственной техники (-37%).

Импорт российских товаров в Швецию за 9 месяцев 2014 года вырос на 23%, достигнув 43,8 млрд крон.

Всего около 400 шведских компаний работает на российском рынке.

Алла Рыбина