В Лондоне в своей квартире найден мёртвым член-корреспондент Российской академии наук, лауреат премии Ленинского комсомола Борис Березовский. Однако широкую известность он приобрёл не как талантливый и многообещающий учёный, а как политический авантюрист крупного калибра. Мне довелось встречаться с ним на различного рода совещаниях в Кремле, когда он занимал должности заместителя секретаря Совета безопасности РФ и потом секретаря Исполкома СНГ. Он мне сразу не понравился манерой своей речи. Выступая перед полномочными представителями президента России в субъектах Федерации, он, на мой взгляд, никак не мог внятно донести до нас смысл своей речи. И вообще в администрации президента к нему относились неважно, с иронией. И сам Ельцин его не жаловал. Что бы там Березовский ни говорил о своём влиянии на президента, но тот его за всю жизнь всего два раза удостоил аудиенции. Однажды я был свидетелем короткой сцены, показавшей отношение БН к Березовскому. Мы были с двумя коллегами в кабинете президента, в ходе беседы один из нас, в чём-то убеждая Ельцина, сослался на мнение Березовского. «Кто-кто так считает? Березовский?» И фирменная кривая ухмылка медленно перекосила физиономию президента.

Тот же Березовский охотно распространял слухи о своей роли при выборе преемника Ельцина. Во всяком случае, в администрации президента действительно поговаривали, что он приложил руку к назначению Владимира Путина в 1998 году директором ФСБ.

Подводя итоги жизни Березовского, трудно отделаться от ассоциаций со сказкой Пушкина: так же жадно рвался к высотам власти и богатства, как та старуха, возомнил себя кукловодом, серым кардиналом, и - финал: разбитое корыто. Окончательным и бесславным его концом я считаю решение английского Высокого суда по его иску к Роману Абрамовичу. Нет, я имею в виду не столько утрату спорных миллиардов, сколько мотивацию судьи. Элизабет Глостер объяснила своё решение: «На основе моего анализа всех свидетельств я установила, что господин Березовский является не впечатляющим и, в сущности, не заслуживающим доверия свидетелем, рассматривавшим правду как эфемерное, гибкое понятие, которое может быть приспособлено в угоду его текущим замыслам. Временами свидетельства, которые он давал, были умышленно нечестными». В Англии - это смертный приговор для репутации. Там судам верят абсолютно. Ореол политического беженца мигом погас, перед джентльменами стоял обычный мошенник.

В 1984 году вышла интереснейшая монография молодого доктора наук Березовского «Задача наилучшего выбора». Если его смерть - самоубийство, то, может быть, он сделал свой «наилучший выбор»?