Уже неоднократно приходилось высказываться по Ильинской церкви. Но поскольку история продолжается, то напомню ещё раз.
Должен сказать, что Леонид Константинович внёс свою лепту в эту историю, назвав церковь «Свято Ильинский собор». На самом деле во всех исторических источниках говорится: «Градо Омская Пророко Ильинская церковь». Во времена её строительства всем было понятно, почему она носит именно такое название. Тогда Омск только что получил статус города. До этого существовала только Омская крепость с посадами вокруг неё. А в крепости существовал Военный Воскресенский собор, прихожанами которого был гарнизон.
Перед началом строительства новой Омской крепости в 1764 году старую деревянную Ильинскую церковь перенесли из Омской слободы на левый берег Оми и поставили возле Спасских ворот старой крепости. В 1778 году началось строительство новой каменной Ильинской церкви, которое завершилось в 1789 году. Она была первой городской приходской церковью. Поэтому и называлась Градо Омская… Именно это обстоятельство предложил взять за основу омский историк Г. Е. Катанаев, предложивший праздновать день города именно на Ильин день. Сейчас эта традиция уже давно возрождена.
Церковь долгие годы была главной доминантой центральной части города. После сноса Успенского собора она непродолжительное время выполняла роль кафедрального собора до своего сноса в 1936 году.
Церковь была интересным образцом барокко, причём не сибирского, а вполне столичного. Она представляла редкий для православия вообще тип двухколоколенного храма.
Любопытно, что когда церковь сносили, то изначально народу объявили, что это делается ради установки памятника Пушкину к 100-летию со дня его гибели. Первоначально горку переименовали в Пушкинскую. Но с памятниками Пушкину что-то не задалось. Потом грянула война. Было не до памятников.
А вскоре после войны на горке появился памятник… Ленину.
Вспоминается анекдот:
— Кому этот памятник?
— Пушкину.
— Это который Му-му написал?
— Нет, Му-му написал Тургенев.
— А почему памятник Пушкину?
В первом памятнике Ленин был «разгорячённый», махал руками. Но в новом памятнике, стоящем поныне, «успокоился» и мирно взирает на город.
Встаёт вопрос: что дОлжно делать сейчас? Эпоха ленинизма осталась частью нашей истории, но ушла в прошлое. Но жизнь продолжается. С какими символами мы идём в будущее? Вроде коммунизм уже не строим. Но и к опыту веков вернуться не спешим. Хотя предшествовавший опыт продолжался намного дольше коммунистического эксперимента.
В советское время в Омске снесли три главных храма: Успенский собор, Ильинскую церковь, Воскресенский собор. Два из них восстановлены. Но при восстановлении Успенского собора понадобилось выносить только оленя. При восстановлении Воскресенского собора выносить было нечего.
А при восстановлении Ильинской церкви возникла проблема с Лениным.
Никто не отрицает, что скульптура вождя качественная, авторская, да и в средУ вписана мастерски, хотя и не соответствует её масштабу. Никто не предлагает её уничтожить. Юридические сложности с её переносом при желании разрешимы. Главные сложности мировоззренческие.
Для Ленинцев это место священно в связи с памятником Ленину. Для Православных это же место священно в связи с Ильинской церковью. Поскольку и для тех и для других вопрос идейный, то понятно, что позиции не изменятся никогда.
Союзниками коммунистов невольно оказались либералы. Но у них свой интерес. Они не за Ленина, они против церкви. Но свои интересы они лукаво прикрывают сохранением сквера. Хотя церковь на самом деле не против скверов.
Церкви отступать некуда. Свои планы она обозначила ещё в 90-е, установив крест, построив часовню и установив камень с благословением Патриарха.
Но храмоздательство — процесс молитвенный. Храм — воплощённая молитва. Господь даёт силы на храмоздательство по молитвам священства и прихожан. Митрополит Дионисий правильно говорит, что для возрождения храма нужны усердные молитвы. Мне доводилось говорить об этом же с Полежаевым.
Православие — не агрессивная вера. Но при этом последовательная. Мы знаем, что у нас впереди вечность. Мы будем молиться о возрождении храма.
А когда Господь даст нам силы на это, на то воля Божья.