Это поможет избежать незаконной «рыбалки в мутной воде», уверен глава профильного комитета.

8 февраля, состоялось очередное заседание комитета по экономическому развитию Омского горсовета.

Обсуждались два «земельных» вопроса. Первый — об участках земли, пустующих после сноса ветхих аварийных домов.

Этот вопрос рассматривается уже не первый раз. Точнее, уже пять лет. И впервые его поднял именно комитет по экономическому развитию.

Программа-то, по сути, социальная: снос аварийного жилья и расселение. И реализуется она, в основном, на средства федерального бюджета. Но для муниципалитета стало понятно: дома-то сносят, люди расселяются, а участки остаются пустующими.

Глава комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета Алексей Провозин пояснил «БК55», как планируется поступить с пустующими территориями.

— Алексей Николаевич, депутаты снова взяли этот вопрос под контроль?

— Мы вместе с Департаментом архитектуры наладили, как сейчас становится понятно, достаточно эффективную работу. Ведь в чем проблема? Эти земельные участки, как правило, маленькие, всего по пять-семь соток. Потому что ветхие аварийные дома — это, как правило, одноэтажные и двухэтажные деревянные постройки.

Конечно, есть и многоквартирные многоэтажные аварийные дома. Но это — единичные случаи. И они всему городу известны. А то, что где-то снесли восьмиквартирный деревянный двухэтажный полубарак — для горожан это стало уже обыденностью. Но с землей что-то необходимо делать.

Поэтому Департамент архитектуры сегодня отчитался об очередном этапе этих работ. Когда-то этот вопрос мы рассматривали по четыре раза в год. Потом перешли на режим один раз в полгода.

Сейчас, когда работа налажена, мы его просматриваем раз в год, в плановом порядке.

— Как решаете проблему маленьких территорий?

— На данный момент все мелкие участки, которые было можно, объединили в более крупные. Работа идет. Формируются поля застройки. Предоставляются под проекты застройщиков. Выделяются под размещение гаражей, различных коммерческих объектов, там, где это возможно — социальных объектов.

Вот сегодня мы увидели, что сформирован достаточно неплохой участок, почти в три гектара, под социальный объект. Такая территория как раз получилась после объединения множества мелких.

Но на данный момент видим, что осталось еще около двухсот участков. Мы сейчас более подробно о них информацию получим. Они, по сути, неликвид.

Под индивидуальное жилое строительство их применять нельзя, потому что они не проходят по санитарным нормам для этого. Под многоквартирные дома их тоже не применить: участки слишком маленькие. Под коммерческие объекты — они тоже неинтересны бизнесу. Поэтому приняли решение, что департамент архитектуры нам подготовит подробный перечень этих неликвидных земельных участков. И мы уже, как депутатский корпус, посмотрим на них под другим углом.

— Под каким конкретно?

— Не с точки зрения извлечения прибыли в бюджет города, а с точки зрения вовлечения в оборот. Может быть, это будет благоустройство, парковочные карманы… Но в любом случае, земля не должна пустовать.

Дождемся перечня неликвидных земельных участков и посмотрим на этот вопрос, наверное, уже не на комитете по вопросам экономического развития. А, скорее всего, на социальном комитете. Потому что здесь уже не об экономике будет идти речь, а скорее о благоустройстве.

Второй вопрос — мы посмотрели на то, как и с какими результатами была реализована программа выкупа земельных участков по сниженной стоимости. Эта программа уже два года не работает.

— Она закончилась?

— Да. Эта мера была в свое время предложена в качестве поддержки омского бизнеса во время ковида. И поэтому мы, анализируя ситуацию двухлетней давности, анализировали в целом те цифры, которые у нас в принципе характеризуют оборот муниципальных и неразграниченных земель на территории города Омска.

И возникло у депутатов огромное количество вопросов. Инвентаризация земель — первый из них. Когда она проводилась и проводилась ли вообще? Пока ответа нет. А то, что ее нужно проводить — это очевидно. Мы должны знать, какими землями мы распоряжаемся.

Возникли вопросы по тому, какой процент участков платит земельный налог, в каких цифрах. Какой процент платит арендную плату, и в каких объемах. А какой процент платит неосновательное обогащение.

А неосновательное обогащение — это, на самом деле, плохо.

— Почему?

— Потому что когда выявили того предпринимателя, который пользуется земельным участком, не имея на то оснований, то ему, конечно, выставляется неосновательное обогащение. Но очень плохо, когда оно выставляется подолгу.

Если уж выявлен предприниматель, который пользуется участком без оснований, наша задача — перевести его в один из двух легальных статусов. Либо в статус собственника, либо в статус арендатора.

А у нас, как выяснилось, большое количество тех, кто платит неосновательное обогащение годами.

Принято решение пока вопрос оставить в комитете. Было предложение депутата Максима Концедалова создать рабочую группу при городском совете по вопросу о вовлечении в оборот муниципальных и неразграниченных земель.

Мы это предложение нашли хорошим, но пока не стали его принимать.

— Еще слишком рано?

— Это можно сделать в любой момент. На данном этапе мы запросили у горадминистрации ответы на длинный перечень вопросов. А пока ждем, предложили создать рабочую группу по формированию стратегии распоряжения муниципальными и неразграниченными землями. Для начала, при администрации. Пригласить в нее депутатов городского совета и экспертов, наших омских «земельщиков».

Сегодня на заседании, например, присутствовал Максим Репин от Союза предпринимателей. А также Александр Дмитриенко от Торгово-промышленной палаты — а это эксперт по вопросам недвижимости Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Так вот, такие эксперты говорят нам, что в этой теме вопросов больше, чем ответов. Рынок земли требует упорядочивания, новых механизмов, инвентаризации, более качественного современного подхода. Слишком много на данный момент вопросов. А если много вопросов без ответов — это «мутная вода». Ну, а в мутной воде всегда есть соблазн незаконно поймать рыбу.