Спектакль «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в Омском Пятом театре. Режиссер-постановщик Людмила Исмайлова, художник-постановщик Альберт Нестеров, художник по свету Сергей Гаевой.

Перед премьерой спектакля, я прочитал пьесу, и она показалась мне не интересной. Действие происходит в чайной забайкальского таежного поселка, откуда родом и сам Вампилов. Я побывал в этом крае после окончания института в 1962 г. В памяти остались бичи, ватные телогрейки, лесовозы, матерщина, грязь и холод.

У Александра Вампилова (1937-1972) опыт другой, он окончил институт в 1960 г., ему никуда не приходилось уезжать, кроме как на учебу, он там был свой и видел жизнь в другом свете. В конце концов, он там влюбился и женился, даже дважды.

Дело, однако, не только в моих давних воспоминаниях. Прочитав пьесу, я подумал, ну что это за герои: буфетчица Анна Хороших (артистка Мария Долганёва), хромой плотник Дергачев (Сергей Худобенко), непутевый сын буфетчицы Пашка (Дмитрий Исаенко) от неизвестного отца.

Здесь же в гостинице проживает аптекарша Зинаида Кашкина (Олеся Шилякова), будучи в то время любовницей следователя Шаманова (Евгений Фоминцев). Сюда пристал также охотник эвенк Илья Еремеев (Василий Кондрашин), пришедший хлопотать о пенсии, и постоянно питающийся в чайной бухгалтер Мечёткин (Егор Лябакин).

Обслуживает посетителей чайной восемнадцатилетняя Валентина (Вероника Крымских), после окончания школы не уехавшая в город на учебу, переполняя студенческие общежития, как мы все, а оставшаяся работать в чайной.

События развивались в 50-60-х годах прошлого века, когда еще свежа была память о войне. Из старого лампового радиоприемника со сцены звучит информация о запуске первого искусственного спутника земли, о победоносном съезде строителей коммунизма, а под музыку утренней зарядки на сцену органично впрыгивает юная Валентина.

Она никакая не деревенская и не таежная, если только не сравнить ее с белкой, она сама очарование молодости сегодняшнего дня. У Вампилова она в легком ситцевом платье, на сцене — в современных брючках и элегантной блузке.

Такой наряд идеально подходит ей для исполнения оригинального хореографического рисунка. Она пластична и перемещается по сцене в ритме какого-то акробатически чудаковатого, преимущественно низкого танца с элементами переворота-переката.

На фото Валентина (Вероника Крымских) и ее отец Федор Помигалов (Дмитрий Макаров). Обратим внимание, штанишки у Вали сознательно подвернуты на разную длину, что работает на ее образ.

Передвигаясь по всему пространству сцены, она увязывает всё в единое целое, создает параллельную реальность, оставаясь эстетической и нравственной доминантой спектакля. Не зря пьеса «Прошлым летом в Чулимске» была переименована в «Валентину».

Валентина актрисы Вероники Крымских как будто случайно забежала сюда из какого-то популярного сногсшибательного мюзикла и существует сама по себе. Она, то перекатывается по полу, то вскакивает на стол или табурет и там продолжает свои пластические этюды.

Валентину явно не интересуют котлеты и простокваша, ее беспокоит состояние палисадника, который вытаптывают посетители, сокращая на десять шагов путь в чайную. Каждое утро она начинает восстанавливать его, укладывая нашлепками искусственного декоративного травяного покрытия. Она любит свою лужайку, часто прилегает на нее, залезает вообще под стол или кресло и молча, наблюдает оттуда за происходящим. И это никого не удивляет ни на сцене, ни в зрительном зале, как кажется. Так любят делать малые дети, что характеризует непорочность ее души.

Валентина всем оказывает внимание, сочувствует, кроме своей соперницы — двадцативосьмилетней аптекарши Зины. Они любят одного и того же тридцатилетнего следователя Шаманова, только Валентина любит тайно, а Зинаида открыто. Шаманов ночевал у Зины и в то утро, они спускаются с ней в чайную со второго этажа, и Валентина вынуждена подавать им завтрак.

На фото Зинаида (Олеся Шилякова) и Шаманов (Евгений Фоминцев).

Дело нешуточное, Зина неотразима, эффектна внешне, тягаться с ней Валентине трудно. Однако признание Валентины в любви к Шаманову в это злополучное утро неожиданно получило бурный отклик в его душе, что обнадежило Валентину, но привело к трагическим последствиям.

Зину играет уникальная омская актриса Олеся Шилякова. Ее задача официально женить на себе следователя, во что бы то ни стало. У актрисы не только богатый артистический опыт, но и великолепные природные данные. Она изящна внешне настолько, что кажется воздушной, состоящей не из плоти, как все, а из одного обнаженного и трепещущего нерва. Лишь копна ее роскошных естественных волос выдают в ней человека, женщину, создавая ей художественный нимб.

В первом отделении она пытается обольстить и покорить следователя всем женским арсеналом, который только существует со времен прародительницы Евы. Она, то ластится к нему, как котенок, то, что называется, показывает зубки, когда тот осторожно пытается возразить ей, и, смиряя свою обиду, она через секунду исправляется и снова льнет к нему.

Во втором отделении она иная. Не сумев покорить Шаманова нежностью и прочими чарами, она переходит к недозволенным методам интриги. Оставаясь грациозной, она превращается в опасную таёжную рысь. Случайно ей попадает через эвенка Илию записка Шаманова к Валентине, означающая ответные любовные чувства его. Зинаида прячет записку, Валентина уходит на танцы с противным ей Пашкой, где и происходит непоправимое.

На фото Валентина в нарочито нелепом платье дает согласие пойти с Пашкой на танцы.

После возвращения к утру торжествующего Пашки и молчаливой Валентины в разорванном платье тайное становится явным. Зинаида признается Валентине, что утаила записку к ней Шаманова и тем самым спровоцировала ее на поход с Пашкой. Отчаявшаяся Валентина хватает ружье и убегает, за сценой слышится выстрел.

Как видим, ничего здесь нет социалистического или политического, а есть извечная человеческая история, сродни шекспировской, когда светлое чувство любви приносит не радость и счастье, а гибель.

Общественного и социального Вампилов касается только слегка, иначе в условиях жесткой партийной цензуры того времени и быть не могло. В самом деле, эвенк Илья пришел за пенсией в 74 года, отработав 40 лет с геологами, когда жена умерла, и руки перестали гнуться. Ни одного документа у него нет, кроме паспорта, пенсию ему не назначили, и он возвращается в тайгу, надо полагать, к зверям, на которых всю жизнь охотился и которые на него, вероятно, не в обиде. Каждому своё.

Зрителям предлагается лишь один вывод — сам виноват старик, но есть ведь и другой вариант вопроса. Как могла власть, начальники от геологов и добрые люди вообще позволять всю жизнь эксплуатировать человека, не оставив ему средств на одинокую старость, когда по-прежнему нужны деньги на патроны, одежду, транспорт, а теперь еще и на лекарства.

Написав это, я посмотрел фильм режиссера Глеба Панфилова «Валентина», выпущенного в прокат в 1981 г., и с интересом заметил, что в нем полностью отсутствует упоминание о пенсии. Мне это не стало удивительным.

На фото несостоявшаяся семейная пара: Дергачев (Сергей Худобенко) и Анна Васильевна (Мария Долганёва).

Другая социальная история с хромым разнорабочим Дергачевым, о судьбе которого рассказывает всезнающая Зинаида: прошел ВОВ, был в плену, «потом на севере, вернулся только в 56-м году». При последних словах Зинаида понизила голос, что так понятно. Уходя на войну, Дергачев расставался с невестой Анной Хороших, а когда вернулся, у нее был непутевый сын Пашка, которого она прижила без него. Теперь ветеран войны и двух лагерей сильно пьет, таков его крест, говоря по-христиански.

Знакомая ситуация. Мой дядя Петр Романов, брат матери, был самых честных правил, геройски сражался, награжден двумя орденами и медалью «За отвагу», попал в плен к немцам, после освобождения лишен наград и отправлен на десять лет «на север». После освобождения покончил с собой в 1958 году.

Артисты преобразили пьесу Вампилова. Вероника Крымских в образе Валентины явилась лирическим началом спектакля, Олеся Шилякова в лице аптекарши Зинаиды наметила лирико-драматическую линию, Мария Долганёва в образе буфетчицы Анны Васильевны составила основу драматургического действия, а выстрел Валентины придал завершающий трагизм происходящему.

В итоге спектакль идеально передает текст пьесы, завершая его самоубийством Валентины, в то время как пьеса этого не предусматривает, вероятнее всего, по соображениям цензуры. До торжества коммунизма оставалось рукой подать (1980 г.) и потому самоубийство Валентины могло стать вызовом победоносному шествию советского народа в светлое будущее. Такого допускать тогда было нельзя, сейчас можно.

Вернемся к третьему поколению героев спектакля. Мария Долганёва, пожалуй, впервые играет возрастную роль женщины, счастье которой не сложилось. Проводила жениха на фронт жизнерадостным молодым человеком, а вернулся он искалеченным после концлагерей, пьет горькую и с пасынком Пашкой не в ладах.

На фото артисты: Мария Долганёва, Василий Кондрашин и Евгений Фоминцев.

Материнское сердце Анны чует, что присутствие Пашки, приехавшего в гости, домогающегося Валентины и питающего неожиданную злобу к Шаманову, добром не кончится. Она уговаривает его уехать от греха, но тщетно.

Этот огрызок войны запрограммирован на самоуничтожение и поначалу он погубил ту, любви которой так добивался. Со своей задачей Мария Долганёва, конечно, справляется. Я привык писать о ней с комплиментами, но в этом спектакле она в качестве простонародной измученной женщины, комплименты к которой кажутся неуместными.

Между тем, Дмитрий Исаенко, играющий роль Пашки, великолепен. Паша в его исполнении невоспитанный, наглый, нахальный тип, но сам артист выразительный мим, отличный плясун, эксцентрик, в болотных сапогах он исполняет нечто невообразимое, когда узнает, что Валентина согласна идти с ним на танцы.

Вместе с тем артист ироничен по отношению к своему герою, он дает понять зрителю, что зря Пашка радуется, Валентина пойдет с ним на танцы не из-за любви к нему.

Из прочих мужских персонажей колоритен бухгалтер Иннокентий Мечёткин (Егор Лябакин), но он всего лишь подобие чиновников, которые никогда не были героями сцены. Они в лучшем случае дурашливы, а по сути, ограниченные нудные люди и бюрократы. Таков и этот.

Некоторых персонажей нельзя причислить к удавшимся, на мой взгляд, по причине их незначительности в пьесе Вампилова. Таков эвенк Илья, который с узкоглазой маской на лице вынужден весь спектакль почти без слов сидеть на сцене. Таков и отец Валентины Федор Помигалов (Дмитрий Макаров), который появляется только несколько раз, чтобы дать задание дочери: подмети двор, натаскай воды, покорми борова…

На меня не произвела должного впечатления также работа художника-постановщика Альберта Нестерова по оформлению сцены. В частности, у задней стены парад огромных алюминиевых кастрюль, которые вовсе и не используются, лишая сцену эстетики. Чувствуя несуразность их, постановщик выстроил над ними пять букетов алых роз, которые придают еще большую нелепость кухне.

Вместе с тем, художник очень внимателен к одежде женщин. Так, Валентина в своем очаровательном наряде лелеет свой зеленый газон, а соперница Зинаида топчет его в неестественно зеленых туфлях на шпильках и такого же цвета короткой юбке.

Однако это не главное. Спектакль производит редкое впечатление по актерскому мастерству и человеколюбию. Исходит это от Валентины, которая каждый день добровольно трудится над своим палисадником (ремонтом калитки в пьесе) и сохранением лужайки для посетителей чайной. Каким-то образом с симпатией воспринимаются и остальные вовсе не идеальные персонажи, включая шалопая Пашку.

Артисты волей-неволей своей интеллигентностью придают таёжным людям невидимый флёр, приглушающий негативные проявления в поведении и характерах персонажей. В самом деле, ведь зрители видят на сцене образованных и воспитанных артистов, а не случайных натуральных посетителей чайной.

Спектакль развеял мои сомнения по поводу несовершенства и несвоевременности пьесы, высказанные в начале этого материала, убедил меня в ее достоинстве. Пятый театр, похоже, стал на твердый путь отечественного гуманистического театра.

На фото слева направо артисты: Дмитрий Макаров, Егор Лябакин, Олеся Шилякова, Евгений Фоминцев, Вероника Крымских, Василий Кондрашин, Мария Долганёва, Дмитрий Исаенко и Сергей Худобенко.

Обратим внимание, Валентина (Вероника Крымских) в самом центре фото, как главная героиня. Вместе с тем, заканчивая этот материал, мне вдруг неожиданно открылась неочевидная, но яркая мысль, согласно которой порядок расстановки артистов может быть иной.

Поводом для подобной крамольной мысли явилось изучение фамилий персонажей. Александр Вампилов относился к ним всегда тщательно. Вот первый пример и здесь. Фамилия Валентины не названа, но названа фамилия отца — Федор Помигалов. Значит, и фамилия Валентины та же. Странная фамилия, и потому нельзя не задуматься о ее значении. Валентина не так и не тому помигала по неопытности лет и, пожалуйста — катастрофа.

Принципиальный анализ, однако, начну с фамилии следователя Шаманова. Почему не Иванов, Сидоров или Козлов…? Фамилия Шаманов происходит от кудесника, волхва, колдуна, знахаря. Слово «шаман» взято из словаря тунгусо-маньчжурских народов, религия которых основана на культе духов. Шаман в состоянии возбуждения под звуки бубна общается с духами.

Действительно, странный этот следователь. Он никаких преступлений не раскрывает, весь день ждет служебный автомобиль из милиции, и часто звонит туда. Ни с духами ли он там общается?

Возникает еще не менее странное предположение: не является ли следователь Шаманов самим драматургом Вампиловым, который расследует… свои родословные корни? Его отец Вампилов Валентин Никитич (Бадма Будихалович) из бурятских ламов, а мать русская Анастасия Копылова (1906-1992) из семьи потомственных православных священников.

Найдя шамана, поищем в спектакле православных. В 60-е годы прошлого века осуществлялся мощный хрущевский накат на религию и Александр Вампилов не имел возможности открыто касаться религиозной темы, хотя склонность к ней у него была. Достаточно вспомнить его пьесу «Двадцать минут с ангелом» и то, что он ушел из областной комсомольской газеты «Советская молодежь» по идеологическим мотивам.

Вновь обратим внимание на хромого плотника Дергачева с переносным деревянным ящичком для инструментов. Здесь мы оказываемся в самом центре творческой лаборатории Александра Вампилова и делаем невероятное открытие. В земной жизни Христос был плотником, и это серьезная и основная наводка на Христа.

Слабонервным лучше дальше не читать, вы предупреждены — этот пьяница есть… Христос, Сын Бога живого! Как же так, ведь ничего общего, не возмутительно ли так говорить?! Следим за мыслями автора Вампилова: таким он стал после пребывания на земле в руках человеческих.

Понятно, что одной общей профессии плотника недостаточно, чтобы считаться Богом, потому добавим еще три сходных события. Дергачев ранен в ногу (протез левого колена), а в Евангелии от Иоанна, мы находим, что после распятия на кресте преступнику для страховки перебивали голени. Воины подходили и к Христу, но он уже умер и «не перебили у него голени» (гл. 19, ст. 33).

Здесь же находим и второе сходство. Дергачев пьет горькую, а что Христос? Цитирую Евангелие: «Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоимши уксусом губку и наложивши на иссон, поднесли к устам его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!» (гл. 19, ст. 29-30).

Нельзя не заметить и палку в руках хромого Дергачева. Ах, как это значимо! Читаем в Евангелии от Матфея: «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взявши трость, били Его по голове» (гл. 27, ст. 29-30). В конце концов, плотник Дергачев не женат и детей не имеет.

Между прочим, дергач (коростель, пастушок) — птица промысловая, в отличие от сороки, вороны, кукушки… На нее ведется охота. Кличка пастушок наводит, впрочем, на сравнение с пастырем Иисусом Христом, а 12 яиц в кладке — не 12 ли апостолов? Убивают красивую птицу, убили и Христа, убивает Его человечество извечно и своими грехами.

В подобных рассуждениях мне дано увидеть в творчестве Александра Вампилова новую религиозную и философскую глубину, но прежде ещё одно частное открытие.

Обратимся еще раз к персонажу, который называется Анна Хороших — не менее странная фамилия, чем Шаманов или Помигалов. Прочитаем ее имя и фамилию справа налево. Получим следующее: «хи — шороХ аннА». Итак, «Анна» остается тем же самым именем, а фамилия превращается в нечто — «хи шорох». Две буквы «хи» означают тонкую иронию типа хи-хиканья, а слово «шорох» приобретает жаргонное значение из фразеологизма «навести шорох».

Навести шорох — означает скандал, нарушение порядка, нечто осудительное. Таким образом, в фамилии Хороших Вампилов закодировал тайну греха Анны Васильевны во время отсутствия жениха на фронте. Чувствуется в этом какая-то личная обида автора на своего персонажа, что-то мальчишеское, пережитое когда-то им самим. Уж не с матерью ли случилось подобное? Отца писателя расстреляли в 1938 г., сам он погиб на Байкале в 35 лет (1972 г.), а красавица мать, завуч в школе, после гибели мужа прожила еще 54 года. Если это так, то здесь мы проникаем в сокровенные мысли Александра Вампилова, вероятно, уже за гранью дозволенного.

Прихожу к следующему выводу. Пьеса «Валентина» написана не только и не столько о событиях в таежной чайной, которую до сих пор повсеместно понимали именно так. Пьеса задумана автором о сосуществование двух миров, двух культур, двух цивилизаций — христианской и языческой.

Обе они уникально совмещаются в самом писателе Александре Вампилове. По матери он русский от христианки из семьи священников, по отцу из рядов бурятского лама-шаманизма. Языческую культуру персонально добавляет добродушный эвенк Илья Еремеев.

В житейском плане центральным образом пьесы является Валентина, но прикровенно в религиозно-философском смысле можно усмотреть важнейшей фигурой плотника Дергачева, как образ Божий, и Шаламова, как прообраз автора Вампилова.

Вернемся к фото на выходе артистов под занавес. С учетом сказанного в центре полагалось бы видеть плотника Дергачева, а не где-то на задворках (он крайний справа). Рядом же с ним имеет право находиться Шаламов и Валентина.

В силу гонений на веру при жизни автора и еще по каким-то личным соображениям Александр Вампилов не успел раскрыть подробней тайны своей биографии и потаенного мировоззрения. Пьеса же «Прошлым летом в Чулимске» («Валентина») в значительной мере является введением в сложный религиозный, интеллектуальный и философский мир самого автора.

Спасибо режиссеру Людмиле Исмайловой. Так ли она рассуждала при постановке спектакля или иначе, но мне достаточно того, что на ее спектакле и после него я пришел к таким размышлениям. Спасибо за внимание заместителю директора театра Елене Мамонтовой, с которой мне приходилось общаться по поводу этого спектакля.