Ситуация как с доставками «Алиэкспресса»: заказывали светодиодный монитор, а пришёл ламповый телевизор.

В ходе чтения комментариев редакция БК55 обнаружила неявные указания на то, что с госзакупками Омского государственного академического театра драмы, мягко говоря, не всё в норме. Мы решили проверить эту информацию и вместо коррупционной составляющей обнаружили неудавшуюся попытку подсунуть заведению Мельпомены немного не то, что там ожидали. Но обо всём по порядку.

Есть в Уфе компания под названием ООО «Техпоставка+» (ИНН 0273945259), которая занимается… буквально, практически всем. Согласно выписке ЕГРЮЛ основными видами деятельности (ОКВЭД-2) предприятия является «торговля оптовая неспециализированная», а всего их 29, среди которых: строительство зданий, ТО и ремонт автомобилей, художественное творчество, ковка и самое прекрасное — «деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс». Просто великолепно.

Дополняет эту картину то, что по данным налоговой за 2022 год в «Техпоставке+» числится один сотрудник. Вероятно, в лице самого директора этой компании, Айдара Самигуллина. Возможно, штату было просто некогда разрастись — компания была зарегистрирована сравнительно недавно, 8 июня 2022 года.

Правда, за это время юридический адрес предприятия уже один раз был признан недостоверным — в прошлом декабре. Через несколько месяцев налоговая эту пометку из ЕГРЮЛ уже убрала.

В марте этого года была объявлена госзакупка № 2550301828223000004, которая предусматривала приобретение для Омского государственного академического театра драмы трёх позиций светодиодных приборов с полным вращением (суммарно 31 шт.) и одной — преобразователя сигнала (4 шт.). Страной происхождения оборудования обязательно должна была быть Германия, и за всё это великолепие драма должна была заплатить ни много ни мало 13,371 млн рублей.

В аукционе № 0152200004723000196, проходившем в соответствии с 44-ФЗ, победил участник под номером 52, который, вопреки сообщениям наших читателей в комментариях, был не единственным, а одним из трёх. Право обеспечить драму требуемым оборудованием досталось компании «Техпоставка+» с большой «скидкой» для театра — за 9,761 млн рублей.

Времени у предприятия было до 9 июня. В свою очередь, деньги из бюджета Омской области должны были уйти в уфимскую компанию не позднее 30 июня.

8 июня (за день до истечения срока поставки) состоялась приёмка товара. Количество единиц техники совпало с заказанным, а вот внутри коробок членов комиссии ждал сюрприз.

Даже ничего не понимающий в светодиодных приборах с полным вращением человек может сопоставить цифры и сделать вывод, что заказчика кто-то попытался надуть, поскольку даже в технических паспортах показатели значительно отличались от того, что требовалось театру. В дополнение к этому гарантийные талоны, как зачастую делается в наших магазинах, остались без записей и печатей, то есть юридически их не существует.

Вишенкой на торте стало то, что комиссия не смогла прийти к однозначному выводу, в какой же стране был произведён товар. Проверяющие нашли одновременно и маркировку «Made in Germany», и пометку производителя ООО «Макрозвук», что характерно — тоже из города Уфа.

Естественно, приёмочная комиссия осталась недовольна и вернула халтуру обратно «Техпоставке+», заодно признав «выявленные недостатки неустранимыми».

Последствия были весьма ожидаемы. Согласно информации на портале госзакупок, 14 июня Омский драмтеатр уведомил поставщика о решении расторгнуть контракт в одностороннем порядке, а 26 июня оно уже имело юридическую силу.

При этом заказчик в лице театра драмы не успел заплатить за «поставки» ни копейки.

Теперь самое интересное. Оказывается, через пару дней после расторжения контракта Драмтеатр обратился в областное УФАС с заявлением о включении «Техпоставки+» в реестр недобросовестных исполнителей (он же поставщиков, он же подрядчиков). Антимонопольщики решили, что поставщик мог исправить недостатки, и нарушителем в этой ситуации посчитал заведение Мельпомены.

Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления поставщика является 14.06.2023.

Следовательно, в период с 15.06.2023 по 26.06.2023 (с учетом статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и выходных дней) поставщик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

27.06.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.

Однако в ЕИС информация о расторжении контракта была размещена заказчиком 26.06.2023 с указанием даты расторжения 26.06.2023. В обращении заказчика указана дата расторжения 26.06.2023.

Таким образом, заказчиком нарушены требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, — из решения № 055/10/104-768/2023 УФАС РФ по Омской области.

Если переводить с казённого, то Драмтеатр умышленно затянул сроки и выложил решение об одностороннем расторжении договора за день до его вступления в силу.

Фактически ООО «Техпоставка+» в любой из дней (в том числе в последний) десятидневного срока могло устранить нарушение условий контракта, что повлекло бы отмену заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Довод о том, что ошибка в определении даты расторжения контракта никаким образом не ограничила права поставщика, поскольку он не имел намерений устранять замечания заказчика, по сути, является предположением, правового значения не имеет, поскольку противопоставляется императивным требованиям частей 13 и14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

Указанное соответствует судебной практике по делам № А46-5212/2023, № А46-685/2018, № А46-3622/2019, № А75-17511/2018.

Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО «Техпоставка+» не подлежит включению в реестр, — из решения № 055/10/104-768/2023 УФАС РФ по Омской области.

В итоге ФАС отказалась признавать «Техпоставку+» недобросовестным поставщиком, а для драмы обращение к антимонопольщикам ещё и начало грозить административной ответственностью.

Уфимская компания, в свою очередь, пошла войной, и ещё до наступления даты расторжения контракта (видимо, прекрасно о ней были осведомлены ещё до 26 числа?) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском о признании одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным. 28 июня иск был принят, 1 августа прошло предварительное судебное заседание, по итогам которого первые слушания должны были пройти 18 сентября.

Однако в ходе заседания прошла замена судей, после чего служитель Фемиды Владимир Пермяков назначил новой датой судебного разбирательства 26 октября.

Через некоторое время «стартовать» решила и Драма, подав 2 августа иск к областному УФАС о признании решения антимонопольщиков незаконным. Сначала театр не предоставил во всё тот же Арбитражный суд Омской области доказательства того, что они направили копию заявления своим оппонентам, однако 18 августа судья Илья Солодкевич постановил начать подготовку к разбирательству, а в качестве третьей стороны Фемидой было решено привлечь «Техпоставку+», как главного «виновника торжества».

Отметим интересную деталь. Фирме, состоящей, по данным налоговой, из одного человека, не впервой идти в арбитражный суд «воевать» со служителями Мельпомены — 21 февраля «Техпоставка+» подала иск к Министерству конкурентной политики Калужской области, местному драмтеатру и некоему предпринимателю Андрею Агаеву о признании результатов аукциона на определение исполнителя госзакупок незаконным. Это была одна из предыдущих попыток уфимской конторы «присоседиться» к бюджетным деньгам, которая, однако, успехом не увенчалась.

Аналогично кончился и процесс — Арбитражный суд Калужской области почти полгода рассматривал дело, после чего в иске полностью отказал.

Предметом иска являются требования участника к заказчику, уполномоченному органу, победителю о признании недействительными торгов, контракта. Возражая против удовлетворения иска, ответчики, третье лицо указали на проведение торгов, заключение контракта в соответствии с установленными требованиями.

Существо спора выражается в разногласиях сторон по правомерности проведения торгов, заключения контракта.

<…>

Суд предложил истцу уточнить иск, представить доказательства в обоснование доводов, заявить о назначении экспертизы, разъяснил правовые последствия несовершения процессуальных действий (определения от 01.03.2023, 03.05.2023, 22.06.2023, 13.07.2023, т. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ истец не представил доказательства в обоснование доводов, не заявил о фальсификации доказательств, назначении экспертизы, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.

Поскольку заказчик указал характеристики в соответствии с требованиями закона, то отсутствуют правовые основания для признания недействительными торгов, контракта.

Кроме того, при заключении, исполнении контракта победителем невозможно привести к восстановлению права истца участие в торгах.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, с учетом указанных конкретных обстоятельств данного дела суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительными торгов, контракта, — из решения Арбитражного суда Калужской области по делу № А23-1358/2023.

История разбирательств в Калуге на этом не кончается, поскольку «Техпоставка+» упрямо добивается своего, и 24 октября Двадцатый арбитражный апелляционный суд будет рассматривать это дело в следующей инстанции. В апреле компания из Уфы подала в суд ещё и на УФАС по Калужской области, однако в этом случае служители Фемиды приостановили процесс до тех пор, пока не закончится предыдущее разбирательство — местные антимонопольщики проходят там как третье лицо.

При всём этом «Техпоставка+» имеет один успешно выполненный контракт по госзакупкам — для клубной системы Нуримановского района Башкирии были закуплены микшерные пульты, сабвуферы, радио- и акустические системы. Видимо, потребности у МБУ «Нуримановская ЦКС» оказались ниже, чем у Омской драмы.

Что мы имеем? Налицо попытка подсунуть бюджетной структуре «импортозамещённую» электронику, то есть всучить посредственного качества технику по цене немецкой. МАДЕ ИН ЖЕРМАНИ тому хороший показатель.

В этой истории вызывает настороженность упорство, с которым руководство Омской драмы добивается от УФАС включения «Техпоставки+» в реестр недобросовестных исполнителей. Они даже с антимонопольной службой, которая им в этом отказала, готовы судиться. Почему? Может быть есть желание отдать заказ «своим»? 

Поживем, увидим.

А вот что будет делать драмтеатр с новой закупкой № 2550301828223000016 от 11 июля на светодиодные приборы с полным вращением и преобразователи сигнал, но уже за сумму в 13,371 млн руб., право на осуществление которой на аукционе № 0152200004723001337 выиграло все то же ООО «Техпоставка+» — большая, просто огромная загадка…

БК55 будет следить за развитием ситуации.

Павел Астремский