В ознаменование начала празднования Дня города в Омске начала свою работу 71-я выставка зелёного строительства, цветоводства и садоводства «Флора».

Как заявили в мэрии, тема выставки звучит как «Время выбрало нас», и такое построение слов вызывает несколько философских вопросов экзистенциального характера: для чего нас выбрало время? Почему именно мы?

У корреспондента БК55, посетившего выставку, подобные вопросы тоже возникли. Правда, куда чаще при виде экспозиций они сменялись другой формулировкой: «Зачем я здесь»? Обещали ведь выставку цветов и иной растительности, а не… то, что получилось.

Местом для церемонии открытия «Флоры» администрация города выбрала территорию Омской крепости. В предварительных официальных анонсах это практически ни разу не упоминалось, поэтому найти сцену с небольшим скоплением пришедших посмотреть на неё получилось только по музыке, едва доносившейся от сцены.

Сама церемония открытия началась с сентиментальных нот: миловидные девушки и девочки в костюмах, стилизованных под цветы, танцевали под классику, щедро разбавленную «электронщиной». Скудное убранство сцены оживляли только пёстрые костюмы танцоров, иногда открывая вид на задник с логотипом «Флоры» и упрощёнными изображениями основных знаковых сооружений города.

После небольшого анонса ведущими на сцену пригласили мэра Сергея Шелеста и спикера горсовета Владимира Корбута. Чиновники незамедлительно встали и направились к микрофону.

Мэр даже в своей торжественной речи напомнил о том, что портить цветочные композиции и обычные клумбы нельзя, возможно, в свете того, что неизвестные вандалы ещё до открытия успели украсть целый цветочный куст.

Там очень много труда и флористов, и дизайнеров, и студентов, и школьников, и труда наших предприятий, наших омичей. Мы призываем те 45 композиций, которые сегодня здесь установлены, очень бережно к ним относиться, чтобы как можно дольше они радовали всех нас с вами. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто принял участие во «Флоре»: и предприятиям, и студентам, и школьникам, и Управлению дорожного хозяйства и благоустройства города Омска, потому что мы уже прошли, посмотрели, вложено огромное количество труда.

Впервые там представлена композиция нашего подшефного города Стаханова, теперь уже Луганской области (точнее, Луганской Народной республики — прим. БК55). Там представлен герб, который будет очень радовать и красотой, и своей эксцентричностью (это слово мэр «прожевал», возможно, он хотел сказать что-то другое — прим. БК55) наших омичей. Всех поздравляю, всем здоровья, счастья, благополучия и хорошего праздника городу Омску!

Под аплодисменты собравшихся градоначальник передал микрофон Владимиру Корбуту. Спикер городского парламента в своей речи был более позитивно настроен.

Сегодня мы начинаем празднование дня рождения нашего любимого города. К нам приехали наши друзья из дружественных стран, городов-побратимов, и мы с радостью делимся тем, что имеем. Они говорят: «Город Омск — самый солнечный, самый чистый, самый красивый». Дорогие друзья, это всё сделано для вас, чтобы омичи чувствовали, что мы ничем не отличаемся от европейских городов, и даже сегодняшний воздух, запах города говорит о том, что мы действительно живём в прекрасном городе.

Я от всей души поздравляю вас с праздником, чтобы каждый омич внёс маленькую частичку своего сердца в этот город для того, чтобы наши дети, внуки радовались, что наш город самый чистый, самый красивый и самый лучший для будущего! С праздником, дорогие друзья!

Далее чиновники сошли со сцены и ретировались, видимо, в направлении следующего мероприятия, на котором требовалось их присутствие. Концертная программа продолжилась — всё в исполнении тех же девушек-цветов.

На «Коробушке» корреспондент БК55 понял, что оставаться возле сцены можно вечно, но нужно приступить уже к изучению собственно главной составляющей флоры — композиций. Здесь и начинается самое интересное.

Прямо на входе посетителей встречает гигантская конструкция в виде песочных часов, установленная прямо на газоне. Внутри неё расположились белые цветочки, переполнившие нижнюю половину конструкции. При том, что верхняя половина заполнена ещё примерно на треть, напрашиваются ассоциации с остановившимся временем.

Далее пошли конструкции, напоминающие подсолнухи, серединки которых тоже были изготовлены из белых цветов. Это «Круги времени».

В глаза бросается яркое розовое дерево, расположенное у миниатюрной речки в окружении как будто пластиковых камней. Учитывая, что выставка посвящена времени, то это, видимо, «Река времени». Так и есть.

Не удалось пройти мимо и симпатичного украшенного цветами стенда коллег из редакции Om1.ru. Издание представило на нём фотографии прошлых «Флор», самая старая из которых датируется 1972 годом! Налицо виден контраст между прошлыми мероприятиями и нынешним.

А вот приблизиться к стенду «Вечернего Омска» не удалось из-за детей, терроризировавших также украшенную цветами печатную машинку. Видимо, ребятишки искали клавишу, которая сделает «динь».

Композиция «Время перемен» представляла собой гигантскую фотозону и, скорее, относилась к этой категории объектов, нежели к композициям «Флоры». Справа — некие малые формы, вызывающие ассоциации с живыми кораллами, слева — зеркала. И из того, и из другого торчат разноцветные цветы.

Вообще, на «Флоре-2023», зеркала — это часто повторяющийся элемент композиций. Например, у «Витка времени», выполненного в виде рамки с цветами, он центральный.

В центре Выставочного сквера расположилось огромное «Древо жизни» (хоть где-то воздержались от использования слова «время»). Выглядит оно симпатично, броско, но вызывает своим внешним видом вопросы: а сколько в нём вообще живого?

Следующую композицию следует обходить суеверным людям. Выполнена она в форме огромных часов, а цифры изготовлены из… правильно, разбитых зеркал!

Далее последовала ещё одна композиция, связанная со временем только косвенно — «День знаний». Видимо, как напоминание школьникам и студентам о том, что скоро отдых кончится, а учителям — о том, сколько они зарабатывают.

Неподалёку разместилась печального вида скульптура, видимо, природы-матери, окружённая цветами. Возможно, огорчена тем, что зеркала ей не дали.

А вот это просто камни в окружении цветов и других камней. Клумба выглядит просто, но достаточно ярко. Размещено всё это, кстати, рядом с печальной скульптурой.

Желаете платье из цветов? Вот же оно, на «Девушке-театре!» К ней люди фотографироваться не лезли, зато старались запечатлеть её саму.

К «Саду влюблённых» люди подходили и позировали, даже невзирая на ходящих туда-сюда сотрудников УДХБ в характерного цвета жилетах, которые гоняли пытающихся ходить по клумбам. Местами, правда, газонная трава была уже сильно вытоптана — видимо, энтузиастов хватало с головой.

«Шлейф любви», украшенный розами. Ну что тут ещё сказать? Банальщина! Вот если бы он ещё и пах любовью…

Рядом с «Учёной совой» расположился глобус. Это такой намёк?

Спи, девочка, спи, автор тоже не хотел в школу ходить…

А вот город, в котором легко угадываются знакомые силуэты. Интересно, там тоже есть своя «Флора?»

Герб Стаханова незаметно прокрался в Воскресенский сквер и, вероятно, стал там центральной композицией. Вообще людей здесь оказалось меньше, чем в Выставочном.

Под цветами угадывается деревянная конструкция.

Неподалёку разместилась жёрдочка с двумя большими и яркими (и очень громкими) попугаями, с которыми можно было сфотографироваться (естественно, за деньги). Под жёрдочкой ничего, кроме кирпичной кладки аллей, не было, поэтому всё, что попугаи ели, оказывалось прямо. Ну ничего, сотрудники УДХБ уберут!

Красивое колесо на зеркальном постаменте — это «Ветер перемен». Красиво, ничего не скажешь, но как название связано с самой композицией?

А вот и «Время мечтать» — гигантская фея с украшенными цветами крыльями. Чего нельзя сказать о газоне под ней, практически полностью закрытом камнями.

Возвращаясь к лейтмотиву выставки — вот это «Время планет». «Живой» зелени, к слову, становится всё меньше и меньше.

К вечеру аллеи настолько переполнились, что идти уже было сложно — приходилось курсировать между колоннами посетителей «Флоры».

Справа расположились качели в окружении горшков с цветами — очередная фотозона, стилизованная под композицию. Людей было настолько много, что охранник любезно перекрыл все подходы, оставив свободной только арку, перед которой стояла гигантская очередь.

Решив, что этого достаточно, корреспондент БК55 направился к ближайшему выходу и наткнулся на стенд застройщика «Эталон». На нём расположился маскот в виде здоровенного рыжего кота, который махал лапой всем присутствующим. Какого-то ребёнка отправили сфотографироваться, и дитя не нашло ничего лучше, чем сказать, что кот страшный. Маскот в ужасе закрыл лапами «глаза».

А напротив расположилась миниатюрная мельница, обставленная цветочными горшками.

Вот так выглядит 71-я «Флора» — не все композиции удалось обойти, но приличную их часть — точно. На основе впечатлений можно сделать исчерпывающие выводы.

«Флора» задумывалась как выставка достижений народного хозяйства, в первую очередь — цветоводства и садоводства, и отчасти флористики — цветы должны быть живыми. С годами цветов становится всё меньше и меньше, и всё больше — окрашенных камней, искусственных материалов и «мёртвой» растительности.

Это уже не «Флора», не фестиваль зелёного строительства, цветоводства и садоводства. Это — выставка малых архитектурных форм в стиле современного искусства.

«Стиль УДХБ», если можно так сказать.

Поэтому с грустью подытожим: тренд на ежегодное ухудшение уровня «Флоры» продолжает сохраняться, поскольку предыдущие публикации БК55, посвящённые юбилейной 70-й и предыдущей до неё 69-й выставке цветоводства, описывали ситуацию такой, какая она есть, и не блистали оптимизмом по поводу будущего.

Вот оно и сбылось, хотя обещали больше «жизни», нежели раньше.

Павел Астремский

Фото автора