Советник на общественных началах Руководителя гострудинспекции в Омской области, кандидат юридических наук пояснил, почему реформа пенсионной системы перезрела, а пресловутое  увеличение возраста выхода на заслуженный отдых  уже существует.

– Кажется, вся Россия озабочена сегодня только одним – идет чемпионат мира по футболу. Этой теме посвящены дискуссии и размышления. В то же время Правительство говорит о законопроекте, связанном с очередной реформой пенсионной системы.

Назрела ли она? Даже перезрела. В качестве аргументов необходимости реформы ведут разговоры о том, что жить стали дольше, качество жизни и труда улучшилось. Однако в  размышлениях о повышении пенсионного возраста упускается из виду, что,  прежде чем выйти на пенсию, человек долго и упорно трудится в разных сферах экономики,  на предприятиях и в организациях или где-нибудь служит. Одним словом – работает в разных условиях, с разной степенью напряжения, с разной эффективностью и т.д., затрачивая  свою  жизненную энергию, свой труд для производства услуг, товаров, изделий и т.д.

Использование труда в общественном производстве регламентируется нормами трудового права, в том числе Трудового Кодекса РФ (хотя частично личный труд регулируется также Гражданским  кодексом РФ). Все ли хорошо в правовом регулировании Трудовым кодексом использования труда, как основного экономического ресурса развития? К сожалению, нет! Работодатели считают ТК РФ помехой, излишне защищающей права работников. Поэтому ТК РФ  стремительно  меняется, а его нормы  плохо соблюдаются, т.к. работодатели предпочитают их не соблюдать, а применять, когда это выгодно.

К сожалению,  работодатели, которые  применяют нормы трудового права, не понимают, что главная задача ТК РФ – это организация труда и управление трудом работников (ст. 1 ТК РФ).  Именно правильная, грамотная, научная организация труда позволяет сохранить жизнь, здоровье, а значит активное долголетие работающего человека. Решению этой задачи в экономике России уделяется сегодня очень мало внимания. Возьмем такое общественное  и правовое требование как 8-часовой рабочий день.

Недавно проводя семинар по трудовому праву, задал вопрос: кто работает в таком режиме? Из 30 участников только один человек поднял руку. Процветает сверхурочная работа, которая не оформляется и не оплачивается. Чтобы скрыть сверхурочную работу, в трудовом договоре устанавливается ненормированный рабочий день.  При этом забывают о том, что ст. 101 ТК РФ требует от работодателя издавать распоряжения о привлечении таких работников к работе эпизодически, для выполнения заданий работодателя, то есть, управляя трудом работника с ненормированным рабочим днем, можно устно предположить ему поработать за пределами нормального рабочего времени, но для выполнения какого-то конкретного задания, объема работы. Затем это необходимо оформить распоряжением работодателя и ознакомить работника.

Сейчас в сфере трудовых отношений ведется специальная оценка условий труда на рабочем месте. Заявленная цель благая – улучшить условия труда работника, принять меры к исключению вредоносных и опасных факторов, влияющих на здоровье человека. На деле – это желание убрать льготников по пенсиям. Поэтому работодатели проводить специальную оценку подряжают фирмы, которые сделают это подешевле, во-первых, а, во-вторых, сделают так, что вредоносность и опасность условий снизятся.  Следовательно у работодателя не будет необходимости нести затраты и принимать реальные меры снижения вредоносности на производстве. Если нет класса опасности, то не надо выполнять ст. 147 ТК РФ и увеличивать зарплату работникам.

Можно задаться вопросом – где органы государственного надзора и контроля? Ответ прост. Все эти органы (Госинспекция труда, Прокуратура, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и другие) «ходят» под Федеральным законом ФЗ-№294, который установил, что главная форма проверок изучение документов (в плановом и внеплановом порядке), которые по запросу обязан предоставить работодатель.  Практика  показывает, что по документам у них часто все очень хорошо.

Трудно объяснить, почему из ТК РФ исчезло упоминание о тяжелых условиях труда. По решению депутатов и чиновников их, видимо, не стало. Неужели исчез тяжёлый труд в сельском хозяйстве, на полях и на фермах. Как доярка доживет до пенсионного возраста  при том уровне механизации, которая существует на большинстве среднестатистических животноводческих фермах?

 Вы скажете,  как мои размышления связаны с увеличением возраста выхода на пенсию? Очень просто.

Увеличение этого возраста не что иное, как юридическое оформление того, что,  уже существует в действительности. Посмотрите возраст педагогов, врачей, государственных служащих. Да и на многих промышленных предприятиях  держаться  за «старую гвардию».

Не хотят молодые люди идти на работу, которую они считают некреативной. А «старая гвардия» в своем большинстве остается работать т.к. пенсия не позволяет жить достойно и спокойно. Слишком маленькие деньги государство  может дать тем, кто трудился  не покладая рук на благо своей родины. Исключение, те, кто стал «жирным котом»  в годы  перестройки и приватизации. Но таких ведь отвратительно малый процент.

Можно надеяться, что повышение пенсионного возраста  повысит культуру трудовых отношений и  отобьет охоту у работодателей искать в  ТК РФ основания для увольнения тех работников,  кто достиг преклонных лет. Возможно, заставит искать новые формы организации  труда возрастных работников, их переподготовки и повышения квалификации.

Государство вместе с работодателями должны подумать над системой мер по использованию в отношении пожилых работников таких норм  ТК РФ, как гибкий график рабочего времени и неполная занятость, обучение и переобучение, повышение квалификации.

Но главное, должна появиться система содействия и помощи в трудоустройстве, чтобы у пожилых людей исчез страх потери работы,  появилась уверенность, что не будет бесконечных отказов в приёме на работу по  надуманным причинам. Может быть ввести ограничения на увольнение работников за  какой-то период времени до выхода на пенсию, ввести квоты на прём на работу возрастных работников.

За всеми новыми правовыми нормами, которые должны появиться для реализации пенсионной реформы,  и мерами нужен строгий государственный надзор и контроль. Правительство России обязано навести порядок в использовании труда наёмных работников, искоренить такое позорное явление как задолженность по выплате зарплаты и в пенсионные фонды.

Если Президент России не сможет этого обеспечить, значит, он не Робин Гуд,  который помогает людям труда сделать жизнь лучше и справедливей.