Вопрос о том, сколько платить за аренду государственной земли, имеет как минимум два решения – и у обоих есть противники.

В Омске после долгого перерыва собралась рабочая группа по вопросам аренды государственной земли. С момента прошлой встречи представителей власти с представителями бизнеса прошло достаточно много времени, отметила глава группы Татьяна Вижевитова, и кое-что успело измениться.

Осенью в регионе появился новый губернатор, в начале зимы – новый мэр, а в ноябре Верховный суд частично отменил 108-е постановление, вокруг которого и было столько конфликтов. Однако проблемы с арендой до сих пор дают о себе знать, так что депутаты Заксобрания попросили – а Александр Бурков согласился – возобновить работу группы. В её состав включили несколько новых членов во главе с вице-губернатором Дмитрием Ушаковым, который курирует сейчас в правительстве вопросы экономики и финансов.

Правда, сам Ушаков на заседание явиться не смог: находился в командировке. По той же причине отсутствовали министр экономики Расим Галямов, а так же два последовательных противника 108-го постановления депутаты Сергей Калинин и Валерий Кокорин. Кроме того, из состава группы вышел Степан Бонковский, место которого занял Андрей Кипервар.

«Андрей Яковлевич, добро пожаловать... кстати, где вы?» – поинтересовалась Вижевитова.

Оказалось, что Кипервар до заседания так же не дошёл. Однако намерение такое у него было, даже пропуск выписали – так каждый шорох за дверью воспринимался как шаги приближающегося депутата. Но депутат так и не пришёл.

В отсутствие Галямова список рассматриваемых вопросов пришлось сократить, но обсуждение всё равно вышло достаточно напряжённым. Особо бурные споры развернулись вокруг вопроса о том, как же всё-таки рассчитывать ставку аренды: по кадастровой или рыночной стоимости? Бизнес твёрдо стоит за первый вариант, Министерство имущественных отношений и омская мэрия – за второй.

«Начисление по кадастровой стоимости удобно для арендаторов, – объяснила глава правового управления Минимущества Александра Магденко, – потому что информация об этой стоимости находится в открытом доступе, размер арендной платы легко считается и всем понятен». С другой стороны, рыночная оценка позволяет более точно учесть параметры участка: доходность, целевое назначение, охранные и защитные зоны, и более точно определить цену аренды для каждого случая. При этом для отдельных объектов – например, социальных – федеральное законодательство предусматривает возможность оценки по кадастровой стоимости.

«Нам нужно выработать метод, приемлемый для всех, – отметила Вижевитова, – однако времени у нас нет. Необходимо собрать юристов, устроить «мозговой штурм». При этом после смены руководства мы потеряли связь с городом, и до сих пор нет информации о состоянии неразграниченных земельных участков, которую мы запрашивали в мэрии. Богдан Анатольевич, вы теперь городской финансовый бог – вы и прокомментируйте».

«Трудно быть богом», – оперативно и, кажется, с некоторой долей обречённости в голосе ответил Масан.

Проблема, по его словам, в том, что многие предприниматели не понимают «правил игры». Неудивительно, впрочем, те меняются очень часто. Однако в том, что «рыночная» оценка лучше «кадастровой», Масан был уверен твёрдо: кадастровую стоимость земли можно пересчитывать не чаще, чем в три года, в то время как рыночную можно чаще изменять и, соответственно, подстраивать под текущую ситуацию.

Сейчас специалисты в городской администрации заняты подготовкой: для проведения оценки земельных участков необходимо составить техническое задание, найти специалистов... к середине весны надеются успеть.

«Так ведь было уже всё: и техзадание, и спецы. И всё равно цены оказались нелогичными, завышенными», – вставил слово депутат Васильев.

Народный избранник отметил, что по «проблеме 108-го постановления» действует уже две рабочих группы, эта и в Министерстве имущества, однако до решения пока далеко. «Три рабочие группы, – не без иронии поправила его Вижевитова, – эта, в Минимущества, и недавно депутаты Заксобрания свою себе завели. Но наша учреждена лично губернатором».

Первым против «рыночного» принципа оценки выступил представитель Торгово-промышленной палаты и областного Союза предпринимателей Олег Лизгунов. Он рассказал, что подход, аналогичный тому, который сейчас предлагает мэрия, уже применялся в прошлом – и ни к чему хорошему не привёл. На протяжении полутора лет аукционы на право застройки, которые объявляли городские власти, проваливались по причине отсутствия участников: стартовая цена была непропорционально высока.

«Я сомневаюсь, что кому-либо удастся адекватно рассчитать рыночную стоимость аренды. Просто потому, что рынка аренды земли у нас фактически нет. Есть монополист – государство – а рынка нет».

Юрист Александр Дмитренко, также представляющий в комиссии ТПП и ООСП, коллегу поддержал и предложил взглянуть на ситуацию шире: причинами, по которым Верховный суд отменил часть 108-го постановления, были отсутствие экономического обоснования размера аренды и бездумное копирование правил аренды федеральных земель. Сейчас, по его мнению, мэрия хочет сделать что-то похожее.

«Мы сейчас на эти же грабли будем наступать повторно, а это новые судебные иски и дискуссии, опять дойдём до Верховного суда и отменим. Наша задача как раз в том, чтобы не повторить ошибки прошлого. Так что в первую очередь мы должны находиться в правовом русле, а уже потом экономику обсуждать», – сообщил он.

Резюме подвёл министр имущественных отношений Борис Смольников, напомнивший, что задача рабочей группы как раз и является поиск компромисса, выход, при котором бизнес в регионе будет жить и развиваться. Конкретные механизмы реализации этой благой идеи, видимо, обсудят уже на следующих заседаниях.