Бить или не бить несогласных? Размышления по-поводу.
Исторические деятели, как и все люди, смертны. Владимир Ильич Ульянов (Ленин) умер 94 года назад, Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) упокоился 65 лет назад. Но ни тот, ни другой до сих пор не дают покоя своим противникам и поклонникам, особенно Сталин, руководивший страной 29 лет.
С новой силой разгорелись дискуссии, особенно после запрета Минкульта на прокат фильма «Смерть Сталина», снятого Армандо Ианнуччи, шотландским сатириком, писателем и телевизионным режиссёром, офицером ордена Британской империи. Своего апогея дискуссия достигла, когда журналисты Николай Сванидзе и Максим Шевченко подрались в рубке радиостанции «КП» во время беседы об Иосифе Сталине.
Сванидзе заявил, что Иосиф Сталин до начала Великой отечественной войны «довел страну до катастрофического состояния», и назвал Шевченко «мерзавцем», тот в ответ обвинил оппонента в оскорблении памяти погибших советских воинов и назвал его «конченым демагогом».
По словам Шевченко, Сванидзе первым начал угрожать ему и должен был за это ответить. «Я никогда руки первый не распускаю. Была словесная дискуссия. Я ему сказал: «Коля, ты плюешь на могилы советских солдат». Он мне сказал: «Ты подонок. Был бы ты ближе, я бы дал тебе по морде», – сказал телеведущий. «Он пошел ко мне, я встал, руки убрал за спину. Он ударил меня, после этого я на инстинкте ему ответил. Он улетел в угол», – добавил Шевченко.
Сванидзе, который на 11 лет старше Шевченко, конечно, улетел от ударов могутного оппонента и выбил в стене радиостанции 14 плиток (посчитали!). По поводу плиток интернет даже постебался: «Одним Сванидзе – 14 плиток», «Завтра в радиорубку придет мэр столицы, Сергей Собянин, успеют ли положить плитку взамен выбитой?». В комментах появился некто Сталин, который написал: «Спасибо, Максим!».
Рамблер провел опрос: «Кого вы поддерживаете в этом конфликте?». Оказалось, что (по состоянию на 03 февраля 2018 г.) 11% поддерживают Николая Карловича, 63% – Максима Шевченко и 26% осудили обоих. 63% поддержали право сильного ударить старшего «на инстинкте»! Все-таки разница между 51-летним Шевченко и 62-летним Сванидзе ощутима. Интернет зашелся от восторгов, и если бы существовал орден «За вдарь по рогам», то эти 63% единодушно присудили бы его Шевченко.
А вообще-то это кризис. Моральный и нравственный кризис. Что с нами произошло? Откуда столько злобы, ненависти, нетерпимости? Драки в прямом эфире и на «Ютубе» все больше становятся популярными. Мы потом недоумеваем, почему школьники идут в классы убивать. Сеем ветер, пожинаем бурю. В «свободном обществе», оказывается, и мораль свободная. Это меня, юного пионера, школа учила уважать старших, не обижать младших, а сейчас?! Ринувшись строить общество потребления по западным лекалам, «электронную цивилизацию» с бездушными «людьми-андроидами» и всеми этими «эффективными» топ-менеджерами, мы выхолащиваем сам смысл бытия: «Не делай и не желай ближнему того, чего не хочешь себе», «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Мы разучились прощать и в малом, и в большом. Из этих 63 процентов, поддержавших Шевченко, вряд ли все атеисты, возможно, есть и верующие. Тогда уж совсем худо. У противников Сванидзе и иже с ним и ярлык готов: «пятая колонна». Оказывается, все беды в стране от этой «пятой колонны». Раньше «враги народа» мешали строить «светлое будущее», а теперь вот «колоннисты». Удобно, на них многое можно списать. Так и будем ходить по кругу, выискивая «врагов»? Напомню, что «искатели-доброхоты» сами потом превращались в «лагерную пыль».
Эпизод с дракой я просмотрел внимательно и понял, почему очень болезненно отреагировал Сванидзе на слова Шевченко о том, что он (Сванидзе) «плюет на могилы советских солдат». Для Сванидзе, написавшего «Исторические хроники 1934-1953» и издавшего их в 2007 г., эти слова – тяжкое оскорбление. Да, у него свой взгляд на историю и на Сталина: «Не могу сказать, что я ненавижу Сталина. Потому что странно ненавидеть человека, который умер до моего рождения. В этом была бы некоторая патология. Поэтому здесь идет речь не о Сталине, речь идет о его методах, которые он во многом оставил в наследство. Взгляды сталинские, принципы сталинские, методы сталинские – вот что у меня вызывает ненависть. А сам по себе Сталин – это давно мертвый человек» (Интервью от 17.02.14 г.).
В своей книге Сванидзе нигде не допускает неуважительного отношения ни к рядовым солдатам, ни к полководцам, ни к Сталину. Он приводит факты, много интересных фактов, которые ранее замалчивались. Сванидзе претит «патриотический восторг», но на одном «восторге» мы войну бы и не выиграли, да и не до «восторгов» было. Горе, труд, слезы и миллионы жертв. Сванидзе не дает резких характеристик полководцам, он, опять же, приводит факты. Это писатель Виктор Астафьев, прошедший войну мог себе позволить «разнести» полководца Георгия Жукова в пух и прах. Почитайте его письма о войне, роман «Веселый солдат», и Сванидзе по сравнению с неприкрытой правдой Астафьева покажется верхом корректности. Так что зря Шевченко про «плевки на могилы».
Но я не о спорах о Сталине (держит мертвый нас, держит!), я о том, что нельзя бить пожилых людей (да и вообще нельзя бить людей) ни при каких обстоятельствах! Они могут быть ворчливыми, надоедливыми и даже могут вас задирать, но поднимать на них руку не смей! Простая истина. Жаль, что Сванидзе купился на дворовый месседж Шевченко типа: заявил, что дашь в морду, так бей! Либо не заявляй. Примерно так. Дедушка тоже рос в московских двориках, месседж понял как вызов и пошел буром. Естественно, здоровый Шевченко победил Сванидзе. Когда-то Шевченко тоже станет пожилым и, дай Бог, чтобы его никто не обижал.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов от лица СПЧ принес извинения за инцидент с дракой, произошедшей в прямом эфире между входящими в состав совета журналистами Николаем Сванидзе и Максимом Шевченко, и отметил, что участники конфликта при необходимости могут прибегнуть к помощи существующей в СПЧ комиссии по этике. «Во-вторых, конечно, я хочу от имени совета принести извинения всем тем, кто видел это видео или слышал передачу, за этот инцидент. Очень прискорбно, что по действительно важному, принципиальному мировоззренческому вопросу, затрагивающему очень чувствительные струны человеческой души, члены совета не смогли договориться с помощью слов, а перешли на язык резких жестов», – сказал Михаил Федотов. Он также пообещал приложить все силы к тому, чтобы оба участника принесли свои извинения аудитории и извинились друг перед другом.
Возможно, драчуны и помирятся, но свое дело они сделали, показав обществу его темную сторону.