Полежаев, Гамбург, Новосёлов, Шрейдер... глядя на список прошлых «людей года», поневоле представляешь себе галерею портретов где-нибудь в недрах здания правительства. Люди с самого верха, одетые в доспехи власти поверх дорогих пиджаков. Вершители судеб Омска и области.

Нынешний «Человек года» смотрится в их компании неуместно: простой работяга, бывший «газелист», курит, не чурается крепкого словца. И тем не менее он здесь. Вадим Остапов, человек и интернет-мем, «Омский Мимино», который первым делом просит: «Только не нужно делать из меня героя». И последовательно объясняет, почему.

Начал возить односельчан в Омск? Так никакого героизма, просто бизнес. Год назад власти отменили все маршруты, связывавшие три деревни Азовского района с городом. Барахтайтесь, мол, как хотите, дорогие избиратели. А у Вадима с женой в областном центре пекарня, и работали там в основном деревенские – себе же дешевле их централизованно возить. В том, что начал бесплатно возить пенсионеров, тоже нет ничего необычного. Сын предложил, школьник: «Давай сделаем людей чуть-чуть счастливее»? Почему бы и нет, раз всё равно в город мотаемся. А людям иначе никак.

Местные жители отменой маршрутов возмущались активно, писали во все инстанции. Но омские чиновники в очередной раз проявили себя во всей красе: изучили вопрос и решили, что указанные три деревни в организации отдельного маршрута не нуждаются. Потому что по трассе ходит пять регулярных автобусов, а трасса близко – километров шесть всего.

К делу «Омский Мимино» подошёл основательно, тем более что юридическую сторону дела знал – работал раньше водителем «Газели» на 363 маршруте. Переговорил с главой района, заключил договор на бесплатные перевозки малоимущих и нуждающихся. Коммерческих пассажиров тоже брал – но только по предварительной договорённости. Для этого, по закону, лицензия на осуществление перевозок не требуется.

О том, что было дальше, знает уже почти весь Омск. Маршрутчика-альтруиста заметили конкуренты – предприниматели из объединения «Безопасный город». Их машины как раз и ходят по трассе, до которой шесть километров. В деревни ­тоже порой заезжают, но изредка – невыгодно такой крюк делать. Однако деньги есть деньги, и Вадиму начали угрожать. У тебя, мол, три выхода – или работаешь с нами, или ставишь машину на прикол, или мы её тебе сожжём. Но с этим накладочка вышла: мужчину в родной деревне любят, и приехавших бандитов вполне могли бы «поднять на вилы». Пришлось идти другим путём.

Вскоре на семейный бизнес Остаповых посыпались неожиданные проверки: налоговая, УГАДН, СЭС... И «прокурорские», само собой, но те честь мундира сохранили. Прокуратура вынесла решение о том, что перевозки ­Вадим осуществляет на законных основаниях, и – сюрприз! – поручила провести по поводу поступивших угроз проверку.

А вот в УГАДН рассудили иначе, и против «злостного нарушителя» организовали несколько рейдов. Доблестным инспекторам удалось найти у водителя несколько мелких нарушений и три крупных: некоторые пассажиры заявили, что сели в маршрутку просто так, без предварительной договорённости. А это – уже регулярные перевозки без лицензии, за которые положено карать по всей строгости нового 220-го закона.

Сам Вадим уверен, что все эти пассажиры – подставные: «Я собираюсь отъез­жать уже, подбегает женщина. Говорит, что вчера созванивались, что очень спешит. А как только отъеха­ли – оп, инспекция. И она же начинает давать показания, что никакого созвона не было. Я понимаю: надолго встал. Вызвал «газельку» из Азово, чтобы моих пассажиров довезла. А та женщина ехать не хочет. «Ты же опаздываешь!» – говорю, а она: «Нет, никуда не поеду!». И в поле убежала».

Это было бы смешно, но в результате суд оштрафовал «Мимино» на сто тысяч рублей. Прошло уже два процесса, одно дело рассматривается прямо сейчас и ещё по одному эпизоду документы готовят к подаче. Так что можно смело предположить, что итоговая сумма штрафов возрастёт минимум вдвое.

История мужчины, сражающегося за право бесплатно возить старушек, стала достоянием общественности как раз перед выборами. Потому политические партии и объединения немедленно активизировались: «Справедливая Россия» предложила оплатить текущий ремонт «Газели», если Остапов согласится обклеить машину «СР»-овской агитацией, «ОНФ» тоже хотел помочь, а от ЛДПР вступился лично сам Жириновский. Обещал прислать на суд помощника и написать несколько грозных ­запросов в ­местные органы власти. Письма он действительно написал, а вот с судом вышла осечка: в итоге на первые два процесса помогать Вадиму не пришёл никто.

«Это потому, что выборы прошли», – философски отмечает мужчина.

В итоге Вадим всё-таки обзавёлся грамотным представителем, но политические партии здесь ни при чём. История как будто из книги: во время вынесения решения по делу Остапова в Азовском суде судья удалила из зала всех, кроме представителей УГАДН. Проходивший мимо юрист Артём Мироненко возмутился столь ­явному ­нарушению процессуального кодекса и предложил маршрутчику свои услуги. Бесплатно, конечно – «Ты ж Мимино, тебя все знают».

С приходом юридической поддержки ситуация изменилась. Так, на последнем суде Мироненко потребовал от представителей УГАДН предъявить документы, подтверждающие их полномочия в процессе, и оказалось, что таких документов... нет. Разбирательство пришлось ­отложить.

К сожалению, до хэппи-энда в этой истории ещё далеко. Из-за постоянных проверок пекарня терпит убытки, почти все сотрудники предпочли уволиться. Даже свою «Газель» Остапов потерял: он арендовал её у соседа, который вдруг разорвал договор. Почему – неизвестно: молчит и опускает глаза. Сейчас «Омский Мимино» возит людей в город на личной машине и мечтает купить «Соболь» – там восемь мест, меньше, чем требуется для регулярных перево­зок. И до сих пор не хочет никакой славы, известности и готов удалить из интернета все видео-обращения, благодаря которым и стал знаменитым. Лишь бы отстали, лишь бы дали спокойно вести свой бизнес, воспитывать младшего сына и во­зить в город соседских бабушек.

Он действительно не хотел становиться героем, просто обстоятельства так сложились. При первой же возможности Вадим Остапов вернётся, как герой фильма Данелии, в своё село – но пока сдаваться не намерен. «Сейчас девчонка позвонила, говорит: «Есть места?» Ну как я её брошу? И, главное, как я потом в глаза сыну смотреть ­буду?»

Именно поэтому он и стал для нас Человеком Года – олицетворением многих омичей, о которых забыли, которым шлют безжалостные и бездушные отписки. Люди, «осиротевшие» при живых «родителях», вовсю занятых дележом власти в регионе, понимают, что надеяться можно только на себя. И это тревожный звоночек для всех «властителей омской земли», потому что рано или поздно эти люди зададут вопрос.
Вопрос, на который придётся отвечать – «А вы-то нам теперь зачем?».

Мнение:

Артём Мироненко, представитель Остапова:

Ситуация с Вадимом Остаповым показывает заказной характер заинтересованного круга лиц, осуществляющих пассажирские перевозки в Омской области. Об этом говорит количество проверок, проведенных государственными органами в отношении Вадима по заявлениям перевозчиков. Проверки осуществляли налоговая служба, полиция и прокуратура, и никто из них не выявил вины в действиях Остапова.

Однако административные материалы в отношении Остапова все-таки были составлены сотрудниками УГАДН по Омской области. Они выявили, что Вадим осуществлял предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии. Доказательствами по этим делам служили свидетельские показания «подсадных» пассажиров, которые также заинтересованы в разрешении дел в пользу перевозчиков. Кстати, представитель из одной организации, занимающейся перевозками пассажиров в Омской области, подтвердил этот факт корреспонденту федерального телеканала.

При рассмотрении административных материалов суды полностью принимают сторону государственных органов. Отсюда и жесткость наказания. Допустим, при вынесении решения по первому административному материалу суд, учитывая малозначительность правонарушения и отсутствие общественной опасности в деяниях В. Остапова, мог обойтись устным замечанием, а не штрафом в размере 50000 рублей.

Александр Зуев

P.S. Весь проект можно прочитать в журнале «Бизнес курс» № 44-45 от 22.11.2017. Заказать номер с доставкой можно спецкурьером в офис  по тел. 399-081, 399-082 (стоимость журнала 50 рублей).