Глава областного избиркома пояснил, почему успешность выборов не зависит от энтузиазма избирателей.

– Вот мне говорят – «низкая явка». Смотрите: во Владивостоке – 12%, в Барнауле – 17,7%. У нас даже в 2015-м при выборах губернатора было около 23% по городской территории. Это тенденция, так сказать, заметная везде в мире. Вообще, понятие «явки» – штука такая непростая. Потому что совершенно непонятно, почему люди не идут голосовать. Они могут не идти, потому что не верят в честность избирательной системы, говоря «да всё уже заранее подсчитали». Объективно – все международные наблюдатели говорят: такого избирательного законодательства, как у нас, такой системы, как в России, нет практически нигде в мире.

В интернете показывают дурь всякую. Кто-то там якобы пихает эти бюллетенчики... Но «самоубийцы» есть везде, во всех сферах, куда ни ткнись, кто-то что-то нарушает. Сфальсифицировать реально сложно. Вчера вот будто бы готовился массовый вброс. Анонимно так, по-взрослому сказали, что это точно будет. Мы на всякий случай обратились ко всем политическим силам, к МВД, ФСБ, во все ТИКи, УИКи. Сидели, смотрели на урны, ждали, когда будут массово толкать в эту щёлочку. Никто не пришел... Самое интересное: ведь туда необходимо не просто толкнуть (а урна прозрачная!), а еще и оттуда массово достать энное число бюллетеней! «Лишние» же надо откуда-то вытолкнуть, чтобы сошлось число бюллетеней на 100%! Так что разговоры о том, что что-то кто-то вбросил – полный бред.

Как у нас раньше бывало. «Раньше», при тех еще временах, которые называют «добрыми», которые молодое поколение, наверное, не застало, выборов же по сути не было. Кто чуть постарше, помнит, что в бюллетень включался один человек. И, хоть ты тресни, избирался по-любому он один. И считалось, что результат лучше у того, за кого проголосовали, т.е., по явке.

Почему-то у нас до сих пор явка – как атавизм. Сейчас любого среди ночи ткни – «выборы»! А он тебе в ответ: «явка»! Давно в законе нет понятия «явки». Ну нет его как критерия проведения выборов, не существует оно. Хоть один человек придет. Так не бывает, конечно, но это значения не имеет. Это в корнях сидит, с молоком ваших бабушек впиталось, что явка нужна. А так и было, что чем лучше явка, тем лучше ты выглядишь, потому что один кандидат избирался неизбежно. В то время если после окончания выборов оставалась пачка бюллетеней – пустые же не бросишь, – «галочки» ставили за того одного, сколько совесть позволила. И туда, вниз – буль! Особо это не скрывалось, еще и бурчали, что не ходят на выборы. А человек так и так избрался, и гонка была за 99 процентами явки.

Говоря о 20%, я имею в виду, что это сейчас такая тенденция. Мне кажется, что это всё-таки мало, потому что явка, повторюсь, маленькая тогда, когда граждане реально всем довольны (чего тогда менять?), либо люди не очень верят в компетенцию того органа, который выбирают. Это нужно четко понимать, и это мы увидим весной на выборах президента. От президента зависит многое – людям кажется так, и они придут, и будет явка за полтинник. Шестьдесят процентов, возможно. А тут они думают: «Что это за орган такой, горсовет?» и ошибаются. Это политическая неграмотность, но от людей ведь и нельзя требовать, чтобы они ходили.