Машиностроители начали создавать новый мотор для самолета, происшествия с которым участились.

Накануне недавней катастрофы самолета Я-130, причиной которой некоторые СМИ назвали частично выпускаемый в Омске  двигатель, специалисты стали осторожно высказывать соображения, что уже не совсем довольны этим мотором.

«Двигатель АИ-222-25 соответствует требованиям, которые предъявляются к нему разработчиками самолета Як-130 и обеспечивает летно-технические характеристики этого самолета. Однако в процессе эксплуатации любого двигателя выявляются определенные нюансы. Поэтому работы по развитию и совершенствованию (...)  ведутся в течение всего жизненного цикла (...). В случае значительного возрастания требований потребителя к техническим характеристикам, принимается решение о создании новой конструкции.

Когда появилась потребность разработчиков самолета по значительному увеличению тяговых характеристик двигателя в стартовых и высотных условиях при сохранении габаритов, веса, расхода воздуха и увеличении ресурсных показателей, стала целесообразной с учетом современного научно-технического задела разработка нового двигателя, который будет иметь потенциал дальнейшего развития.

Проведенная оценка показала невозможность достижения необходимых показателей без значительного улучшения характеристик всех основных узлов двигателя», – рассказал федеральным агентствам директор по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) Алексей Потапов.

В результате эскизного проекта был сформирован облик нового двигателя, получившего обозначение СМ-100. Новый двигатель создается параллельно с производством АИ-222-25. На 2019 г. намечено испытание опытного образца.

В 2012 году во время визита на Омское моторостроительное объединение им. Баранова тогдашнего министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александра Горбунова были объявлены планы по этому мотору. На тот момент около 30% узлов и агрегатов для авиационных двигателей АИ-222–25, устанавливаемых на учебно-боевых самолетах Як-130, собиралось на Омском моторостроительном объединении им. П.И. Баранова – филиале ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». «В перспективе двигатель для Як-130 полностью будет собираться в Омске», – сообщил тогда Горбунов.




С июня по сентябрь 2017 года произошло четыре происшествия с самолетами Як-130. Некоторые СМИ утверждали, что причиной ЧП может быть работа двигателя. Другие говорили, что в одном случае причиной инцидента стала ошибка пилотирования, в другом – отказ блока управления коммутации.