Недавно УФАС обвинила строителей-дорожников в картельном сговоре на одном из аукционов. Однако омский общественник уверен, что этот конкретный аукцион мало чем отличался от других – «картель» бьёт по омским дорогам давно и весьма успешно.
Антимонопольщики открыли Америку: нашли признаки картельного сговора в действиях строителей-дорожников. И если бы это был «первый звоночек» в адрес подрядчиков, работающих на госзаказах! Но любой человек, который внимательно читает новости, не может не испытать чувство дежавю при упоминании картельного сговора. Ведь эта история началась весной 2016 года, когда выяснилось, что ВСЕ подряды на ремонт дорог в Омске достались нескольким родственным организациям.
С тех пор примерно каждые полгода УФАС указывает на очередные нарушения в проведении очередных торгов, нарушения, явно спровоцированные подрядчиками. Но воз, как говорится и ныне там. Подрядчики кивают и продолжают договариваться между собой, «решают по-пацански» без лишних участников вроде всяких аукционщиков.
А что такое, собственно, «картельный сговор»? Если по-простому, то это – сговор между всеми немногочисленными подрядчиками о разделе рынка и удержании расценок на работу на максимально высоком уровне. Дескать, я не лезу на твою поляну, ты – на мою, и цены друг другу не сбиваем. В результате все механизмы «свободного рынка», о котором нам поют третий десяток лет, все преимущества свободной конкуренции исчезают, как их и не было. И государство (то есть мы с вами, налогоплательщики) в итоге вынужденно оказывается в дураках...
Мало кто знает, что ремонт дорог в Омске сейчас обходится в два раза дороже, чем в Московской области. В этом году средняя цена ремонта дорожного покрытия в Омске - около 1100 рублей за квадратный метр. В Московской области она колеблется от 500 до 700 рублей. Разница В ДВА РАЗА! А почему? У нас что, в Омске зарплаты у рабочих-дорожников больше, чем в Москве? Или, может быть, у нас нет своего нефтезавода, и мы вынуждены битум везти за тысячи километров? Или, может быть, у нас дороги какие-то сверхтехнологичные, так что раз сделал – и на 15 лет забыл? Нет, наоборот, облезают после первой же зимы, а городские начальники придумывают «экспериментальный битум», которого не существовало в природе…
А теперь оглянитесь вокруг себя: что с дорогами? Сколько сделано и сколько еще осталось?
Если бы в этом году в Омске дорожники брали за работу по ценам Московской области, то в плане бы стояло не 33 дороги и 900.000 квадратных метров покрытия, а 1.800.000 квадратных метра покрытия. И, соответственно, больше шести десятков магистралей.
А если оглянутся назад и посмотреть на все те бешеные контракты, которые подрядчики уже выполнили в прошлые годы, то можно твердо сказать: при том же объеме финансирования, но по московским расценкам можно было без проблем избежать позорной славы города с самыми худшими в стране дорогами.
P.S. Особенным цинизмом отдает во всей этой истории то, что ремонт дорог преподносится нам как партийная программа «Дороги «Единой России». Платят бюджеты города, области и немного – Федерации, а значит, платим мы с вами. При этом нам впаривают работу по двойной цене да еще объясняют, как мы должны быть благодарны «партии власти» за то, что на нас милостиво обратили внимание.
P.P.S. Кстати, тут еще одна «партпрограмма» подоспела – «Комфорт городской среды». Та, которая про ремонт тротуаров во дворах. Подрядчики определены. И что бы вы думали? Среди победителей аукционов – опять один из участников картельного сговора. Хотя суды еще не закончились, расследование идет, а он получает новые, теперь уже муниципальные заказы под соусом той же «Единой России».