Администрацию Омска это решение явно полностью устраивает.

Одной из важных тем, обсуждавшихся на сегодняшнем пленарном заседании омского Горсовета (последнем заседании для нынешнего созыва) стала проблема отсрочки по оплате арендной платы для предпринимателей, арендующих городскую землю. Мы уже много раз писали об этом: ставшее знаменитым 108-е постановление означало для многих таких бизнесменов увеличение платежей в 2-3, а для кого-то и в 20-40 раз. При этом размер арендной платы был пересчитан городскими чиновниками задним числом, и в ряде случаев даже была начислена пеня. Теперь же появилось предложение увеличить рассрочку по выплате задолженности с 5 лет до 8, а от уплаты пени освободить, если график будет соблюдаться.

Иницировавшие это предложение депутаты были готовы приводить эффектные примеры того, насколько пагубна для бизнеса финансовая политика мэрии. Алексей Сокин рассказал про гостиницу «Иртыш», для которой платежи выросли с 230 тысяч до миллиона 300 тысяч. Но главу финансового департамента Инну Парыгину это, конечно, не убедило. Её аргументация остаётся неизменной: нельзя делать ни единой уступки должникам, потому что город уже решил, как потратить их деньги.

– Мы сразу предоставили 2 с половиной года отсрочки, – заявила чиновница. – К тому же нынешняя ситуация обоснована и с точки зрения бюджета: уже есть изменения, из-за которых городской бюджет недополучит 250 миллионов, а если принять данное предложение, будет сокращение ещё на 200 миллионов!

– Это только ваше личное мнение, – возразил Сергей Дроздов, докладчик по этому вопросу. – У нас недоимка 1 миллиард 400 миллионов рублей, так что действия администрации уже привели к убыткам. Это первое. Второе: предприятия бросают землю, расторгают договоры. Я встречался с предпринимателями, которые точно не крупные с точки зрения зарплат и премий наших чиновников, – для них платежи выросли в 10 раз! К тому же оценка земли не велась 2 года, так как не было главы департамента из-за войн чиновников. Кого вы обманываете? И предприниматели не платят, так как судятся в части оценки. Ведь та питерская компания даже не выезжала сюда! Были случаи, когда стоимость соседних участков различалась во много раз.

– Вот такое у администрации видение необходимой поддержки предприятий, – подвёл итог Дроздов. Пример тому – парк 300-летия Омска. Был там один предприниматель, который платил в бюджет миллион; теперь он уехал – и вообще никто не платит. Кроме того, Инна Александровна, вы же грамотный финансист, вы же понимаете, что если вынужденно растёт одна статья расходов, приходится сокращать другие. Дорожает аренда – значит, уменьшаются фонд зарплат, что-то ещё...

Ирина Матвеенко поставила вопрос немного иначе:

– Эти действия администрации направлены, скорее всего, на прикрытие своего бездействия, – предположила она. – Я предлагаю правовому управлению проработать вопрос об определении виновных. Почему своевременно не были внесены изменения в договор аренды? Ведь на руках у предпринимателей были договоры с указанной суммой, они считали себя добросовестными плательщиками – а теперь им даже пеню насчитали! Надо определить тех, кто в этом виноват.

Юрий Федотов обратил внимание на абсурдность сложившейся ситуации:

– Многие малые предприятия не имеют в своём штате юристов, и их не известили, что они должны платить во много раз больше. Тем не менее из-за дефицита средств в бюджете многие суды встали на сторону администрации. Ещё более вопиющим является тот факт, не имеющий разумного объяснения, что оценка земли всё ещё продолжается! То есть, даже если бы в мае 2015 года депимущества захотел добросовестно всех известить об изменении арендной платы, он не смог бы этого сделать! Поэтому проблема находится за пределами законодательства и делового оборота.

Перешли к голосованию. За предложение высказались 18 депутатов из 34 – это было больше половины, но меньше, чем нужно для принятия документа. При этом против было только 10, а шестеро воздержались. Дроздов предложил проголосовать ещё раз, благо регламент это позволяет в таких ситуациях.

– Я просто расскажу про бизнесмена, который продаёт пряники, – начал он. – Вот у него были платежи 250 тысяч. Теперь по новой оценке, плюс недоимка, – 2 миллиона 700 тысяч. И он мне говорит: «Понимаешь, я ведь больше пряников продавать не стал! Я сверну дело и уеду – в Тюмень или в Новосибирск, варианты уже есть». Причём при рассрочке, как он говорит, ещё можно было как-то собраться с силами и заплатить, а без неё – только уезжать. И ведь он находится в Старом Кировске! Думаете, кто-то другой возьмёт тот участок земли? А с банкрота вообще ничего не возьмёшь!

После просьб к воздержавшимся «определиться» началось второе голосование. Его результаты оказались неутешительными: число воздержавшихся действительно изменилось, но только потому, что из шестерых четверо вообще не проголосовали. В результате рассрочка продлена не будет, и мэрия может праздновать победу над бизнесом.