По закону «сига-сига»
О киприотах многие русские говорят: очень ленивы, даже к торговой точке, которая находится в 100 метрах от дома (и я это в Ларнаке наблюдала собственными глазами), едут на машине. Владелец магазина захотел – закрыл его в обед. Дождь пошел – как же работать, это ж почти чудо природы? Живут островитяне по закону «сига-сига», что означает «медленно-медленно».
Между тем киприоты считают, что они народ трудолюбивый. Да и переселившиеся на остров наши соотечественники опровергают миф о тунеядцах. Евгений, с которым мы познакомились, живет на Кипре уже 12 лет, работает в экскурсионном агентстве.

«Просто они размеренно все делают, устраивают сиесты, а иначе на такой жаре не выдержат. Киприоты небедные. У каждого почти по две машины – одна «рабочая лошадка, другая – «на выход». В гости, например, на свадьбу ехать на такси – позор. (Если же остановит на обратном пути полицейский, услышав, откуда возвращается не вполне трезвый земляк, не предъявит претензий). Многие устроены на 2-3 работах. У них клановая система. Трудятся совместно члены семьи, родственники, друзья. Например, муж – директор магазина, сестра – на кассе. Я, когда приехал, работал по контракту здесь в одной фирме. Так там мать владельца вечером приходила и мыла полы, даже туалеты», – рассказывает Евгений.
В основном население занято в сфере туризма, сельском хозяйстве, торговле. А чуть ли не каждый второй – риэлтор.
Что касается поездок в магазин или кофейню за углом... Киприоты мыслят другими расстояниями, так сказать. Сто километров для них – целое путешествие. Остров небольшой. Общественный транспорт на Кипре не развит. Зато Кипр на первом месте в мире по количеству автомобилей на душу населения: на 1000 жителей – 750 автомобилей. (Численность населения Кипра – примерно 900 тысяч человек, то есть меньше, чем в Омске). При этом киприоты очень тяжелы на подъём. Некоторые проживающие в Ларнаке, к примеру, никогда не были в Пафосе, но могут отправиться туда в отпуск. Если никосийцы едут в выходные на море в Айя-Напу (85 км), то многие бронируют отель на ночь, чтобы не делать такой большой обратный путь в тот же день. Самые отчаянные улетают отдыхать в Грецию – по их понятиям, о-о-очень далеко.
Киприоты еще и консерваторы. Задолго до рождения детей в каждой семье понимают, как их будут звать – так же, как бабушек и дедушек. Если отец работает юристом или врачом, то и сын будет продолжать династию.
Любимые ослики оказались не нужны
Ослик – один из символов Кипра. Они были раньше основным транспортом киприотов, помощником в быту и почти членами семей. Причем, буквально. Одни завоеватели сменялись другими, женщин уводили в плен, насиловали... Мужчин на острове было гораздо больше. Объективно развивалось скотоложество...

А сейчас ослицы и ослы оказались не нужны. Содержать их дорого. Каждому необходимо 10 кг сена в день, а трава сгорает на солнце. Потому корм приходится импортировать. Осталось несколько ослиных ферм, куда местные жители даром отдают своих питомцев – лишь бы взяли. На одной такой побывали и мы.
Ослики несчастными не выглядят. На еду они усердно зарабатывают: катают туристов (осел вынослив, поднимет груз до 50-70% от собственной массы). Из молока ослиц изготавливают ликер и мороженое – очень вкусное. Молоко, кстати, местные жители приобретают в лечебных целях, оно – прекрасный природный антибиотик.
Тут я и получила свои первые международные водительские права... категории «О». На управление осликом. Кстати, вопреки распространенному мнению об упрямстве этих парнокопытных, слушались повода они гораздо лучше лошадей, верблюдов, слонов и ездовых страусов. По крайней мере, предоставленная мне ослица по имени Афродита проявляла чудеса понятливости.
Предпочтительнее кошек только птички
На Кипре кошки – на каждом шагу. Дружно сбегаются на шуршание пакетиков или увидев, что ты запустила руку в свою дамскую сумочку.

Нередко киприоты (а то и туристы) подкармливают бездомных подопечных, подзывая их поближе словами «кити-кити-кити». Тут и там можно увидеть насыпанный сухой корм, которым местные кошаки вполне довольны. Что не мешает особенно дерзким воровать куски мяса, оставленные в тарелках на столиках открытых кафе посетителями.

В окрестностях Лимассола расположен уникальный монастырь Св. Николая. В нем живут, как у Христа за пазухой, усатые-полосатые. Тысячу предков этих «мяук» привезли на остров по приказу Святой Елены, которая так хотела истребить змей, особо расплодившихся в период засухи. (Кошки способны атаковать и победить даже больших ядовитых пресмыкающихся. Ученые утверждают, что их организм способен вырабатывать особый нейтрализатор против змеиного яда). Был построен храм, где и приютили четвероногих спасителей острова. Одно из основных занятий монахинь – забота о пушистых бестиях.
Однако еще больше киприоты любят птиц. Во многих двориках (скрываться за заборами у них не принято) в клетках – попугайчики, канарейки, даже просто воробушки.

А на мысе Греко установлен памятник перелетным птицам. Якобы здесь хотели построить «Диснейленд», но киприоты возмутились, что это помешает миграции пернатых.
Кстати, местные жители рассказывают о страшилище, придуманном древними греками, – Сцилле. Это полуженщина-полусобака, хватавшая с проплывающих мимо мыса кораблей людей. Миф мифом, но рыбацкие сети кто-то рвет под водой...
...А вот собак на острове немного.
Танцы – дело мужское
Киприоты обожают танцевать. Но издавна плясали, в основном, мужчины. Не под «дуду жены», наоборот, женщины могли себе позволить потанцевать только на свадьбе, хотя в последнее время традиции смягчились.
В репертуаре – танцы с серпом, ножом, ситом или сосудом.
Кипрский народный танец со стаканами – также исконно мужской. Танцор двигается под музыку с 13-15 стаканами с вином на голове, поставленными друг на друга.
Исполняют и «сиртаки». Танец греческий, но на Кипре его любят. Сиртаки появился в 1964 году, во время съемок фильма «Грек Зорба». Главную роль играл Энтони Куинн, он должен был танцевать в последней сцене фильма, но сломал ногу. Отсюда и «приволакивающий» шаг танца, и название.
Женщины на Кипре не бесправны, как в странах Востока, но вряд ли можно говорить о феминизме. Они могут ходить, например, в тренажерные залы. Муж уходит примаком в семью жены: забота отца – подарить дочери на свадьбу дом или хотя бы земельный участок под него. Разводы редки: киприот женится, как правило, на той, с кем провел детство, с ней и будет растить своих четверых-пятерых детей. А если даже уйдет от супруги – будет обеспечивать, и оставит жене все имущество.
Семья освобождается от налогов после рождения третьего ребенка. Взрослые дети живут отдельно от родителей, но принято вместе выезжать на пикники, часто совместно обедать. И внук может с интересом обсуждать с бабушкой футбольный матч (киприоты страстные болельщики, когда игру транслируют по телевидению, улицы вымирают). Семья для киприота – святое. Женщин на Кипре до сих пор меньше, чем мужчин, тем не менее, выбирая спутницу жизни, землячку предпочтут иностранке.
Крещение детей – большой праздник и недешевое удовольствие. Затраты несут крестные, от них потом всю жизнь дети получают и самые дорогие подарки.
Счета за электричество – своеобразное доказательство платежеспособности, так как оно на острове дорогое. Центрального отопления нет, потому зимой согреваются в каменных домах, кто как может: кто побогаче – кондиционерами и калориферами, каминами, кто-то – и просто теплой одеждой (в декабре-январе на солнышке плюс 20, ночью – около 10 тепла).
Воду подогревают при помощи солнечных батарей, установленных на крыше.






