Четырехкратная чемпионка мира, двукартная чемпионка Европы, четырехкратная чемпионка России по гиревому спору, автор рекордов России и мира Ольга Яременко и ее тренер рассказали о том, чего стоят успехи в спорте высших достижений.
Н.С.: Ольга, какой была ваша первая победа в гиревом спорте?
Ольга: Это был 2009 год, город Новосибирск, полуфинал России. Там я заняла первое место, выполнила 86 подъемов. Сейчас мой лучший зафиксированный результат – 201 подъем 24-килограммовой гири за 10 минут. Это мировой рекорд.
Н.С.: А как проходят соревнования? Что вы делаете?
Ольга: Всего дается 10 минут. Гиря весом 24 килограмма поднимается сначала одной, потом второй рукой, и время вы распределяете сами. Если у вас левая послабже рука, вы на ней можете 4 минуты оторвать, а 6 минут уже на правую.
Всего разрешается перекинуть гирю с руки на руку 1 раз. Первые 2 минуты я еще смотрю на табло, где идут цифры, которые показывают количество и время, а после второй минуты я просто отключаюсь, не вижу табло, просто выполняю упражнение.
У меня получается погрузиться в себя и ни о чем не думать. И это, на самом деле, очень помогает психологически.
Н.С.: А какой у вас режим тренировок?
Ольга: Думаю, тут лучше объяснит мой тренер.
Александр: Режим жесткий! А точнее, очень жесткий. Она на протяжении многих лет живет по режиму. Потому что те результаты, которые сейчас показывает Ольга – это сумасшедшие результаты.
Чтобы было понятнее, сейчас приведу цифры. В ее весовой категории мастер спорта международного класса, а это самое высокое звание спортивное, которого можно добиться, выполняя какие-то нормативы, – это 135 подъемов.
Мастер спорта международного класса в супертяжелой категории, где самые сильные девочки, самые физически мощные – 158 подъемов.
Рекорд в супертяжелой весовой категории стоит за Анастасией Золотаревой, 90 кг она весит, она очень сильная, красивая спортсменка – 192 подъема.
Ольга выступает в категории до 58 килограммов, ее собственный вес – 56 с небольшим, и она выполняет 201 подъем. Это зафиксированный на чемпионате мира результат, рекорд мира.
Причем через месяц после этого рекорда на чемпионате Санкт-Петербурга мы сделали 209 подъемов, но уровень соревнований не позволяет этот результат как рекорд зарегистрировать. Пока он негласный, но мы постараемся его сделать гласным в ближайшее время.
Н.С.: Ольга, я знаю, что вы вегетарианка. А как же распространенное убеждение, что без белка, без мяса человек не может стать сильным?
Ольга: Я являюсь вегетарианкой уже на протяжении 6 лет. Из моего рациона полностью исключены мясные продукты, рыба, яйца, кофе, чай.
Когда я стала так питаться по совету тренера, я почувствовала, что организм очистился, появилась легкость, ушли проблемы со здоровьем, которые у меня были. Тренироваться в зале и бегать стало легче.
Н.С.: А есть у вас любимое блюдо?
Ольга: Ой, наверное, это сладости.
Н.С.: А тренер их разрешает?
Александр: Да, разрешаю, у нее столько энергии тратится, что лишка не бывает. Мы иногда очень усиленно питаемся перед соревнованиями, я просто заставляю ее есть, потому что у нас недобор идет по весу.
Н.С.: А специальное спортивное питание употребляете?
Александр: Разрешенную фармакологию используем, конечно. Многие думают, что фармакология – это обязательно что-то страшное. Нет, это витамины, минеральные добавки, спортивное питание, протекторы для сердца, для печени.
Это нужно даже не для того, чтобы результат улучшить, а чтобы не убить здоровье. Потому что спорт высших достижений – это не физкультура и далеко не всегда идет во благо здоровью. Бывает, что люди остаются инвалидами.
А нужно, чтобы спортсмен завершил свою профессиональную карьеру здоровым, тем более Ольга – девушка, надо, чтобы она потом могла здоровых детей рожать, чтобы могла вести активную полноценную жизнь после спорта.
Мы держим постоянную связь с антидопинговой комиссией, постоянно пишу им письма, спрашиваю «Вот это можно, а вот это можно?», вплоть до специй – прежде чем добавлять в еду, пишу и, если они говорят, что можно, тогда добавляем.
А без фармакологии сейчас нельзя. Если кто-то говорит: «Я ничего не употребляю», надо посмотреть на его результаты. С обычной едой вы не получите всех необходимых веществ.
Тем более, что если взять нагрузку активно физически работающего человека и умножить на пять, тогда только получится нагрузка, которую Ольга испытывает постоянно.
То есть износ организма идет в пять раз больше, чем у обычного человека, потребность в витаминах, минералах – в пять раз больше. Борщом это невозможно восполнить.
Н.С.: А тренировки идут каждый день?
Александр: У Ольги 2 тренировки в день 5 дней в неделю. В субботу – 1 тренировка. Только в воскресение я даю ей отдохнуть. План тренировок расписан на год. И уже в голове я держу планы на следующий год.
Обидно очень, что гиревики не считаются профессиональными спортсменами, они все считаются любителями. Хотя пашут, как профессионалы.
Н.С.: Ольга, у многих людей есть любимые вещи, которые, как кажется, приносят удачу. А у вас есть любимая гиря?
Ольга: По весу все гири стандартные – 24 килограмма. Но если в зале много гирь, и вроде все одинаковые, то есть все равно одна, к которой привык. Приходишь и почему-то именно эту гирю берешь.
Н.С.: А на соревнования с собой ее взять нельзя?
Ольга: Нет, там все строго, все гири пронумерованы, распределены по помостам. Свой снаряд никак не пронесешь. Вдруг кто-то захочет взять себе гирю полегче?
Н.С.: Нужна ли для гиревого спорта специальная экипировка?
Ольга: Да, туда входит 36 наименований. Это, грубо говоря, от носков и до зимних комплектов. Но в сборной нам выдают только экипировку для соревнований, а вещи, которые используются для тренировок, туда не входят.
Александр: Поскольку она выступает на самом высоком уровне, я стараюсь обеспечивать ей все самое лучшее. И тут без спонсоров не обойтись.
А найти спонсоров осень сложно, многие просто не знают, что это за вид спорта. Гиревой спорт не пиарится практически.
Но стараемся изыскивать средства, потому что любая мелочь, может вылезти в проблему. А допустить это на том уровне, на котором работает Ольга – это преступление.
Поэтому если мы приобретаем для нее лосины, например, то только качественные, трехслойные, которые мышцы держат, потому что, если она потянет она хоть малюсенькую связочку, это потом может выстрелить совершенно не вовремя.
Конечно, с финансами очень сложно. Многие гиревики уходят из спорта, потому что появляются семьи, надо работать, а если ты работаешь, то сразу падает уровень спортивной подготовки.
Н.С.: А есть ли надежда, что гиревой спорт все же станет олимпийским или у него улучшится финансирование?
Александр: Такая работа ведется Федерацией гиревого спорта России. Но пока дело тормозится. Я думаю, тормозится еще и потому, что все сильнейшие гиревики – в России, во всех весовых категориях, и равных нам нет. В мире почти некому с нами состязаться, и они это понимают.
Но я считаю, что надо активно это спорт пиарить, это же наш, исконно русский вид. Считаю, что федерация и тренеры должны активно искать спонсоров, потому что результаты спортсменов напрямую связаны с финансовой поддержкой, которая у них есть. Даже банально – полный восстановительный массаж стоит 4 тысячи, а делать его спортсмену надо 2 раза в неделю.
Вот мы говорили про витамины и спортивное питание – это тоже очень дорого стоит. Дорого обходятся и поездки на соревнования. Министерство спорта очень старается нам помогать, но даже дорогу оплатить полностью они не могут.
Я не могу ездить с Ольгой на соревнования, нет такой финансовой возможности, мы по скайпу общаемся или созваниваемся по телефону – это же не дело. Когда спортсмен идет на рекорд, испытывает колоссальную нагрузку, тренер должен быть рядом.
Н.С.: А до какого возраста гиревики занимаются обычно?
Ольга: У нас есть и ветераны спорта. Нет ограничений. Женщины с 28-29 лет уже могут как ветераны участвовать в соревнованиях. Но все стараются выступать как взрослые, ведь ветеранский спорт – на уровень ниже.
Александр: Каждый стремится продлить свою молодость. Крепятся и выступают так, престиж все-таки, не хотят идти в ветераны. У нас среди мужчин есть спортсмены, которым уже 40 лет, но они надеются, что вот сейчас гиревой спорт вступит в олимпийскую семью, я золото выиграю и уйду. Пока только на мотивации все держится.
Н.С.: Ольга, а есть у вас увлечения, не связанные со спортом?
Ольга: Да, конечно. Я очень люблю готовить. Когда перешла на вегетарианство, пришлось освоить много новых блюд. Мне нравится заниматься кулинарией.
Еще я учусь играть на музыкальных инструментах – на физгармонии, на восточных барабанах. Занимаюсь вокалом. Изучаю ведическую культуру.
Н.С.: Какие у вас ближайшие планы – спортивные, личные?
Ольга: Сейчас все мысли о чемпионате России, который пройдет в июне в Томске. Тренер ставит цель – новый рекорд. Буду стараться.