Жители Чукреевки и прилегающих территорий буквально заполонили конференц-зал омского Департамента архитектуры.
В конференц-зале омского Департамента архитектуры прошли едва ли не самые многолюдные публичные слушания всего 2017-го года. Обсуждали судьбу многострадальной мечети «Сердце Сибири».
Информация о том, что возле «МЕГИ» построят культовое сооружение, появилась в СМИ ещё в прошлом году. Предполагалось, что в мечети будут зал на 1200 верующих, отдельные помещения для проведения религиозных праздников и конференц-зал. Проект, однако, вызвал возмущение у жителей близлежащего посёлка Чукреевка. Их протест поддержал депутат Валерий Кокорин, предложивший перевести земельный участок под мечетью в категорию «для объектов социального и коммунально-бытового назначения».
Чукреевцы прибыли на заседание массово – настолько, что даже после установки дополнительных стульев мест не хватило и люди стояли в проходах. Немало было и представителей мусульманской общины, и рядовых верующих, и имамов, традиционные головные уборы которых возвышались над толпой. Председатель комиссии, депутат Василий Мамонтов, осмотрел это вавилонское столпотворение и многозначительно изрёк:
«Выкриков с мест и споров я не допущу. Нам здесь никакого новгородского вече не нужно!»
Собравшиеся увещеваниям не вняли. После выступления официального докладчика, зачитавшего текст о планируемом переводе земли из зоны ОД-7 в зону ОД-1, со стороны зрителей донеслось: «А можно человеческим языком? Ничего не понятно же!».
«Будете разговаривать, попрошу очистить зал», – намекнул Мамонтов.
«Но мы имеем право голоса!» – не согласилась общественность.
«Нет, не имеете!» – отрезал депутат и передал слово второму выступающему, представителю Духовного управления мусульман Магажану Жаварову.
Жаваров рассказал собравшимся, что на самом деле история с мечетью началась задолго до 2016-го. Мусульмане Омска давно испытывали потребность в новом религиозном сооружении, поскольку остальные мечети попросту не вмещают всех верующих. В них нет специальных помещений для обрядов, негде обучать будущих имамов.
В 2014-м мусульмане обратились к Виктору Назарову с просьбой выделить землю под новую мечеть. Губернатор предложил три участка городской земли, выбор остановили на территории возле «МЕГИ». В конце 15-го года проект успешно прошёл публичные слушания, его одобрил Горсовет – и верующие занялись подготовкой к строительству. Провели инженерные изыскания, заказали у архитекторов проект мечети, начали кадастровые работы. На всё про всё истратили одиннадцать миллионов рублей.
Однако в декабре 2016-го верующих ждал неприятный сюрприз: на новых публичных слушаниях, на которые, по словам Жаварова, мусульман даже не пригласили, проект был отклонён.
«Нам сообщили, что «изучается общественное мнение». А как же мнение тысяч мусульман? Ведь публичные слушания уже были, мы прошли через эту процедуру! Уважаемый Валерий Михайлович, ведь вы уже согласовали эту процедуру! Уважаемые депутаты, вы ведь сами голосовали «за» – и, получается, знали, что в конце концов нам откажете? Как же так?» – искренне не понимал Магажан Жаваров.
Выступавший следующим имам Шамиль Мухаметов обратил внимание на другой важный аспект проблемы: сейчас омским мусульманам приходится отправлять имамов на обучение за границу, в Саудовскую Аравию. Новая мечеть позволит проводить воспитательную работу в своём же регионе. В конце концов, в Омской области нет религиозных конфликтов, люди разных конфессий живут в мире, церкви и мечети могут стоять рядом, и при этом не мешать друг другу.
«Вы же сами перед каждыми выборами приходите к нам в мечети, просите, обещаете», – воззвал он к депутатам, занимавшим почти весь первый ряд.
«Давайте не будем политизировать проблему. Мы здесь обсуждаем конкретный вопрос, предназначение земельного участка», – моментально среагировал Мамонтов.
Противники создания мечети, в свою очередь, рассказали, что не испытывают к мусульманам никакой неприязни. Проблема, по их словам, не религиозного, а сугубо технического толка.
«Наша инфраструктура просто не потянет новую мечеть. Выезды из посёлка и так захлёбываются. Нам приходится ездить полями, чтобы выбраться утром в город», – сообщил директор соседнего с Чукреевкой ПК «МТИЗ Инициатива» Виктор Демиденко.
«Пробки идут от всех мостов. Транспортная нагрузка очень серьёзная, на Левобережье находятся крупные торговые центры, вечером и в выходные дни проехать просто невозможно», – согласилась с ним квартальная Чукреевки Ирина Коптикова.
В целом местные жители не против мечетей, просто не хотят усложнять транспортную обстановку. Стоит также учитывать, что для строительства столь крупного сооружения в посёлок пойдут тяжёлая техника и грузовики, которые вконец разобьют и без того не лучшие дороги.
Жители рассказали, что до 16-го года просто не знали о планах строительства мечети, а как только об этом стало известно – сразу заявили протест. Впрочем, по мнению Мамонтова, местные сами виноваты – информация о публичных слушаниях по поводу мечети три месяца висела на сайте Департамента и в холле, могли бы и посмотреть.
Примирителем попытался выступить Валерий Кокорин. Его представитель, Анатолий Канунников, сообщил, что депутат готов выделить под мечеть три участка своей земли. Ни один из них, правда, верующих не устроил – расположены либо в неудобных местах, либо вдали от транспортных путей.
Стоит отметить, что в ходе полемики стороны не переходили на повышенные тона, более того – стремились объяснить оппонентам свою позицию, донести до них надежды и чаяния. Мамонтову удалось, пусть порой и жёстко, удержать дискуссию в конструктивном русле и не допустить сползания диалога в базар.
В результате, по информации портала «Омскрегион», комиссия приняла решение отказать мусульманам и всё-таки перевести участок под мечетью в категорию ОД-1. Теперь это решение должен утвердить мэр.