Главврач Центра реабилитации санатория «Рассвет» после внесения его в реестр недобросовестных поставщиков, лишивший, по сути, предприятие госзаказов, считает решение УФАС циничным.
– Натела Олеговна, в последнее время тучи сгущаются над Центром реабилитации «Рассвет»... Он до сих пор кого обслуживает: инвалидов, ветеранов?
– Центр был организован в 2013 году на базе санатория «Рассвет». С 2013 года в нем начато проведение медицинской реабилитации неврологических больных с тяжелыми двигательными нарушениями по авторским методикам Валиды Исановой, профессора Казанского государственного медицинского университета. Ежегодно здесь проходят лечение 2,5 тысячи человек, детей и взрослых. У 98% пациентов получены положительные результаты – восстановлены навыки ходьбы, улучшилась координации, удерживается поза.
Но начиная с 2014 года организована экономическая блокада Центра реабилитации «Рассвет» при бездействии руководства области. Здание в центре города очень нужно кому-то под новый торговый центр, да и коттеджей в нашем уникальном парке на площади в 8 га можно построить немало. За последние 3 года свернуты почти все программы по реабилитации инвалидов, которые осуществлялись при взаимодействии с Минздравом, Минтруда Омской области, омским нефтезаводом. В поликлинике обитатели Центра сейчас получают консультации узких специалистов, сдают анализы, проходят обследования. Здесь же бесплатно обслуживаются ветераны завода, которые были прикреплены к поликлинике ОНПЗ. Ветераны ОНПЗ просят министра, который распоряжается госзаказами, отдать «объем по ОМС на оказание амбулаторных услуг» обратно: их прикрепили к поликлинике №4, часть которой расположена в одном месте, вторая – в другом. И она переполнена. По привычке «факельцы» ходят в «старую» поликлинику, которая, хоть и не имеет теперь отношения к ОНПЗ, обслуживает их бесплатно. С января по апрель 2016-го они обошлись нам в два млн рублей. Потом я считать перестала – не выгонять же стариков?
– А можно еще привести примеры, о каких деньгах идет речь? Ведь обязательное медицинское страхование, как известно, гарантирует государственное обслуживание на бюджетной основе, и частные клиники тоже могут его оказывать...
– Да, но – в пределах выделенных для них объемов. А вот объемы распределяет спецкомиссия, в которую входят представители правительства, минздрава, Территориального фонда ОМС, а также депутаты ЗС, включая Константина Полежаева. Например, на отделение рассеянного склероза, переехавшее в «Рассвет» два года назад из сокращенной ГБ-2, госзаказов больше нет. Оно вынуждено было закрыться перед Новым годом – платить нечем ни инвалидам за себя, ни «Рассвету» за инвалидов.
Странным образом регулируется и «бюджетная основа» госзаказов. Прежде, к примеру, на бесплатные для детей путевки в «Рассвет» минздрав выделял 1600 рублей за сутки. А в этом году взял и урезал до... 500 рублей! Без объяснения причин.
Уже в 2015 году «Рассвет» остался практически без бюджета. Выиграл годовой тендер на реабилитацию заводчан на 2015 год, но его взяли и отменили. А ведь традиционные методики – физиотерапия, массаж, ЛФК – на тяжелых неврологических больных не действуют. Вся суть – в комплексном подходе. Надо воздействовать на мозг по всем каналам связи. Поступает человек в Центр реабилитации – его осматривают разные специалисты, не только врачи, но и психологи, педагоги, дефектологи, логопеды, составляя общую карту реабилитации. Каждый владеет приемами «смежников». По отдельности некоторые методики из тех, что применяем мы, используются в Омске, но комплексного подхода больше нет нигде. Это – ручная работа...
В Израиле сутки реабилитации стоят тысячу долларов. В «Рассвете» – 6 450 рублей. Но Фонд социального страхования, через который инвалиды получают помощь государства, оплачивал Центру реабилитации только 1 тысячу рублей в сутки. Да и этих-то заказов немного. ЦР пытался войти в проект Минтруда РФ по отработке комплексной реабилитации, что не только помогло бы множеству инвалидов за федеральные деньги, но стало бы основой международного медкластера. Но ни губернатор, ни министры не поддержали идею росчерком пера.
– И куда же денутся инвалиды, если у «Рассвета» начнется закат?
– 24 апреля на состоявшемся в Омске митинге по защите прав инвалидов отдельным пунктом повестки был вопрос о сохранении реабилитационного центра «Рассвет» для инвалидов. Сегодняшнее решение УФАС Омска – своеобразный ответ инвалидам, теперь «Рассвет» для них закрыт. Уже прекратил свое существование санаторий «Автомобилист». В «Колосе» и «Коммунальнике» доступной среды для инвалидов нет, это ни для кого не секрет. На фоне такой удручающей картины по санаторно-курортным услугам решение УФАС выглядит цинично. «Рассвет», в котором авторские методики реабилитации в буквальном смысле поставили на ноги не одного больного, в ближайшие два года не сможет оказывать помощь льготникам Омска и Омской области, которые годами ждут полагающегося им санаторно-курортного лечения.
«Рассвет» без работы не останется – интерес к реабилитации и потребность в ней велики, мы готовимся принимать пациентов из соседних регионов. Но свои-то, омские, в ближайшее время к нам попасть по путевкам Фонда социального страхования Омской области не смогут. Получается, ФСС сам себя наказал – наш Центр реабилитации получал только положительные отзывы от пациентов.
Вопрос «Куда денутся инвалиды?» надо адресовать нашей региональной власти, которая сделала самую незащищенную категорию общества заложником сиюминутных амбиций. Минздрав, Минтруда и, наконец, Фонд социального страхования замкнули кольцо блокады вокруг «Рассвета», только в этой блокаде с нами вместе оказались как раз те, кому эти ведомства призваны помогать.
В мае мы проведем презентацию Благотворительного Фонда «С любовью к людям», который помог уже не одному пациенту пройти реабилитацию в «Рассвете». Надеемся, что совместными усилиями неравнодушных людей доступ для инвалидов в «Рассвет» все же будет сохранен.