Соответствующую инициативу сочли нарушающей закон «Об основных гарантиях избирательных прав».
На сегодняшнем пленарном заседании Законодательного собрания Омской области обсуждалось, помимо всего прочего, предложение о проведении референдума относительно возврата к всенародным выборам мэра. Мы уже писали об этой инициативе, выдвинутой Игорем Басовым, и о холодном приёме, который она встретила в комитете по законодательству и местному самоуправлению. Тамошние депутаты постановили, что такой референдум невозможен, поскольку процедура избрания урегулирована федеральным законом. Кроме того, решение референдума могло бы вступить в силу только в течение 5 лет, а следовательно, произошло бы «ограничение гражданских прав граждан».
Тем не менее инициатива Басова стала одной из тем пленарного заседания. Её автор так обратился к депутатам:
– Прошу исправить допущенную ошибку. Омичи выбирали депутатов Горсовета, не зная, что те получат право избирать мэра. И ошибочность принятого решения подтверждается тем, что мэр и сейчас не избран.
Глава профильного комитета Сергей Калинин сообщил, что есть рекомендация инициативу отклонить. Тут в поддержку референдума высказался «либеральный демократ» Виктор Стручаев:
– Мы убедились в несостоятельности существующего сейчас порядка выборов мэра, – заявил он. – Такие выборы выгодны только для правящей партии! При этом комиссия выбрала кандидатов, которые потом оба самоустранились...
А вот коммунист Андрей Алёхин подошёл к проблеме более широко:
– Нам нужно не ждать референдума, а на майском пленарном заседании изменить закон и вернуть омичам их право выбирать мэра. Если совместить эти выборы с горсоветовскими, затраты будут минимальные. Хватит быть посмешищем на всю страну! Нет ничего лучше прямых выборов! У нас состоялось форменное безобразие: требования по документам не соответствовали федеральным законам; комиссия пропустила никому не известного человека и отсекла серьёзных претендентов. Даже если мы сейчас не примем поправки, через год или два всё вернётся на круги своя.
Несмотря на необычную для ЗакСа эмоциональность выступающих, большинство депутатов проголосовало за предложение комитета: только 9 человек поддержали идею референдума.