Исполнительный директор СРО «Омские перевозчики» комментирует информацию о возможном приходе в Омск крупной транспортной компании «Питеравто» и рассуждает о возможных последствиях передела рынка под федерального игрока.
– Сергей Иванович, среди автоперевозчиков муссируется тема захода в Омск одиозной компании «Питеравто». Что вы думаете по этому поводу?
– Среди наших перевозчиков действительно идут разговоры, что представители «Питеравто» лично приезжали с визитом к главе дептранспорта Алексею Мартыненко, при этом не с пустыми руками. Но разговоры – это лишь разговоры. Мы дополнительно навели справки и обнаружили, что по схеме, очень похожей на ту, что сейчас происходит в Омске, «Питеравто» уже зашла на рынки перевозок в нескольких крупных городах страны. И ничем хорошим для муниципального транспорта это, кстати, не обернулось. Тем не менее я бы не стал зацикливаться именно на «Питеравто», речь может идти о любой другой компании. Но я готов однозначно сказать: рынок сейчас расчищается. А природа вакуума не терпит.
– Вакуум искусственно создается?
– Что мы сейчас видим в городе? В ПАТП нужно срочно наводить порядок. Но это никому не интересно. Потому что патриотов у нас не так много, тем более альтруистов. При этом все понимают, что реально сегодня работают только частники. Но нас усиленно выдавливают, потому что мы забираем хлеб у муниципалов. А те, вместо того, чтобы навести у себя порядок и начать честно конкурировать, лишь поливают нас грязью вместе с департаментом транспорта. Обвиняют в неуплате налогов, в том, что мы к ГЛОНАСС не подключены, что транспорт у нас старый и что возим мы по 25 рублей, в то время как они – по 22. При этом все забывают, что реально ПАТП возят по 30 рублей: каждый входящий пассажир платит 22 руб., а еще 8 оплачивает город. А мы-то как раз показали, что можем и по 20 возить. Так, может, хотя бы на период реанимации ПАТП, оставить муниципальному транспорту чуть меньший объем перевозок, увеличив долю частников, которые без доения бюджета обеспечат нужный объем перевозок.
– А льготников кто будет возить?
– Вопрос с льготниками при желании решается несложно. Частники готовы возить таких пассажиров, не требуя при этом таких дотаций, которые сегодня просят ПАТП. И давайте уже будем откровенны – наше муниципальное хозяйство разваливается, и заявлять обратное – это хорошая мина при плохой игре. Муниципалы уверяют, что они восстановятся. И сделают это за счет каких-то мифических денег. Каких, простите? Уже сегодня, съев 250 млн руб., они просят еще 100. В это же время выясняется, что ПАТП №2 не может рассчитаться за 20 автобусов, купленных в лизинг. Срок погашения истек, автобусы третью неделю ездят без документов. Ни одна лизинговая компания департаменту транспорта в лизинг уже не продает. За счет чего тогда развиваться? Хлам из Москвы и Питера везти? Но этого никто не видит. Зато частников душат, пытаясь освободить рынок. Может, думают, что все тут же пересядут в автобусы, и муниципальный транспорт оживет. Но мы то понимаем: чем больше пассажиров перевезет муниципал, тем больше денег уйдет из бюджета. Надо прекратить эту порочную практику.
– О переделе рынка по так называемой «питерской схеме» активно заговорили после того, как разработку транспортной сети доверили не местному СибАДИ, а питерскому институту.
– Когда встал вопрос о разработке маршрутной сети, я задался вопросом: а где её вообще делали в России? Оказалось, всего около пяти городов. Но у нас главными критериями отбора оказалась цена. А уже потом опыт, технический, творческий и научный потенциал. Ни у питерской команды, ни у нашей большого опыта не было. Зато у СибАДИ явно больший потенциал – есть местные студенты, которые могут месяц-два кататься по городу, анкетировать пассажиров, собирать данные, чтобы потом собрать все воедино. Есть специалисты, которые могут разработать хорошую программу, способную обработать эту информацию и выдать вариант оптимальных маршрутов. Есть возможность провести общественные слушания. Ведь здесь главный критерий – не навреди. Если человек ездил без пересадки из точки А в точку Б, неправильно предлагать ему ехать с пересадкой. Людям это не понравится. Хотя, понятно, что это попытка привлечь дополнительные деньги в ПАТП.
– То есть СибАДИ отказали только потому, что они захотели больше денег за свою работу?
– Им отказали потому, что, вскрыв конверты, увидели то, что могли бы и не увидеть. СибАДИ, думаю, по ошибке положили предпоследнюю версию Устава. Но на что это влияет? Это не столь грубое нарушение. Запятая не там стоит... Я склоняюсь к тому, что здесь был изначально предвзятый подход, желание продвинуть питерцев. Если есть дальновидные планы на то, что приедет питерская компания, заточит маршрутную сеть под «Питеравто», то это вполне вероятно. О них я, кстати, ничего раньше не слышал. Залез в интернет, и создалась вполне реальная картина, кто они такие. В Питере автобусы откатывают свой срок, их моют, делают легкий макияж и отправляют на заработки в регионы.
– Мэрии зачем это надо?
– Давайте реально смотреть на вещи. Вы хоть у одного чиновника видели картину с изображением героя фильма «Белое солнце пустыни» Павла Верещагина, который говорит: «Я мзду не беру, мне за державу обидно». Я нет.
– По какой схеме происходит передел рынка?
– В городе объявляется конкурс на заполнение новой маршрутной сети. Подается заявка – не обязательно от «Питеравто», компания может быть любой, главное, чтобы у нее был автопарк. Нормальная организация для этих целей покупает новые автобусы, вкладывает деньги и работает. Но есть те, кто приходит просто получить деньги. Откуда? Понятно, что из бюджета. И вариантов здесь масса. Пригнать, например, автобусы «с макияжем», которые через год потребуют уже нового апгрейда, но уже за наш счет, или арендовать площади ПАТП – компания ведь заходит с большим автопарком, который нужно где-то размещать – а потом заявиться в РЭК и сказать: мы вот аренду платим (которой вчера еще было), нам нужно бензин оплачивать, ремонт, зарплату... Мы в 30 руб. не укладываемся, надо 35. И РЭК вынуждена будет согласится. Так что, если крупный автоперевозчик сюда зайдет, он найдет возможность подоить бюджет. В итоге он загнется быстрее, а компания обанкротится, что уже было в других городах.
– И дальше что?
– Дальше снова будем возвращаться к частникам, которых еще вчера разогнали.
– Разогнали в том числе потому, что на рынке появилось много нелегалов.
– Все подобные заявления преувеличены. Нелегалы – это те, кого загнали в эту ситуацию. Кто хотел работать честно, но им этого не позволили. Люди взяли лизинг, купили автобусы, заключили договоры с департаментом транспорта на пять лет, согласовали маршруты. А им говорят: все, господа, сворачиваемся. И как кредиты отдавать? Вот люди и продолжают ездить.
– Диалог с мэрией какой-то ведется по поводу выхода из этого кризиса?
– Это не кризис. Это кризис в головах чиновников, которые навязывают сверху свои правила. Но я повторюсь: все, что сегодня делает муниципалитет, приводит лишь к тому, что из бюджета уходят все более крупные суммы. Это нужно прекратить. Как? Начать, к примеру, развивать электрический муниципальный транспорт, куда частники не пойдут. И увеличить долю частного бизнеса. Только контролировать его, чтобы все было легально. Тогда люди, у которых есть деньги, будут менять свои автопарки и работать качественно. Но у них должна быть гарантия, которую им не дают. Да еще и общественный транспорт окончательно разрушают, прикрываясь благой целью – сохранить его.
– В других городах есть варианты успешного решения этой проблемы? Нельзя просто перенять?
– Есть. Но экономика должна быть соответствующей.
А Омск нищий, он превратился в болото, которое тянет на дно все сферы, включая транспорт. Нам надо головы лечить, чтобы восстановить экономику. У нас же была «Сибнефть», которая деньги в бюджет приносила, ее в Питер перевели. «Мостовик», градообразующее предприятие, развалили. В итоге за последние 20 лет в Омск не зашла ни одна крупная компания. Вот и делайте выводы.
– Сергей Иванович, давайте к питерцам вернемся. Алексей Мартыненко заявил, что «Питеравто» вроде как невыгодно здесь работать...
– А какой смысл тогда был с ними встречаться? Если встреча состоялась, значит, в этом был интерес. Тот, от кого зависит принятие решения, должен быть замотивирован. Вот и все. Дальше можно выстраивать цепочку. Сегодня им невыгодно, а завтра они возьмут и зайдут. И будут участвовать в конкурсе. И я сомневаюсь, что наши чиновники проявят себя патриотами: найдут зацепки и откажут питерцам.
– С приходом Алексея Мартыненко на место Маслика ситуация улучшилась?
– Это был чисто политический ход. С Мартыненко однозначно стало хуже. Он забрал у нас надежду. Говорит: я с вами не договаривался. Вы брали кредиты при Маслике, если он вам что-то и обещал, то я вам таких обещаний не давал. Будем действовать по закону.
– По какому такому закону, если суды сейчас завалены исками, а прокуратура судится с мэрией...
– Вопрос, по-моему, риторический. Но очевидно одно – рассмотрение дел затягивают. Либо судьи получили команду тянуть до выборов мэра, либо в силу своих регламентов так поступают.
Текст: Ирина Леонова