Автор нашумевшего арт-проекта рассказал БК55, чего хотел добиться и как выбирал целевую лужу.
Одной из главных новостей начала этой недели в Омске стал «мужик на байдарке», замеченный омичами в луже на улице Жукова. Фотографии быстро разлетелись по соцсетям и вызвали небольшую информационную бурю. Как будто омичи подсознательно ждали чего-то такого, рисовали в фотошопе тонущий в лужах «Титаник», хвосты морских китов и вот дождались.
Позже в тот же день выяснилось, что «мужиком на байдарке» был мастер спорта по гребле Борис Юткин, а в лужу его запустил простой омский фотограф Геннадий Спиридонов. Затея, которую сам Гена назвал «ОмскЗа300», оказалась неожиданно продуктивной: стоило подняться шумихе, как омские власти молниеносно прислали машину с насосом и отсосали злополучную лужу. А омичи из других районов города стали наперебой звать «байдарочника» в свои дворы – авось поможет. Мы решили поговорить с автором нашумевшего проекта о том, трудно ли было, как удалось выбрать лужу и почему именно байдарка.
– Привет. Расскажи, что сподвигло тебя придумать и осуществить эту затею?
– Ежегодные проблемы с лужами, конечно же! Я их каждый год наблюдаю, и получается, что ни весной, ни осенью передвигаться по городу пешком невозможно. Только летом есть два сухих месяца, и то не всегда.
– Как возникла идея с байдаркой?
– Нельзя было просто взять и снять лужи, пусть даже красиво, таких материалов и так много, ещё один эффекта не вызвал бы. Нужно было показать проблему с творческой стороны, а я же фотограф, значит, и проблемы должен решать фотографией. Решил придумать цепляющую картинку, так и родилась идея с каякером.
– Сложно было уговорить человека вот так взять и сесть в лужу?
– Было очень сложно найти тех, кто, в принципе, на такое согласится. Я специально ещё за две недели сделал пост «ВКонтакте» о том, что ищу для съёмки каяк. Обзванивал школы по гребле, те отказывали, говорил, что они занимаются только обучением, и бросали трубку. Потом, видимо, как-то друг другу обо мне рассказали и начали бросать трубку сразу, ещё до вопроса. Пытался связаться с группой «Омский каякинг», там сказали, что каяки сейчас закрыты, достать не получится, и вообще, слишком дорогая это штука, чтобы совать её в какую-то лужу. Но я не стал сдаваться, и в итоге нужный человек нашёлся. Один знакомый прочитал пост и рассказал, что у него есть друг – мастер спорта.
– Как идею воспринял сам Юткин?
– Очень хорошо. Как узнал – сразу загорелся, и никакие неприятности его настрой не испортили. Нужно же было вывести байдарку сразу на середину, где глубина. Мы дощечку бросили, но там ямища здоровенная, он провалился немного, ноги себе промочил, но не сдавался. Окружающие тоже очень позитивно реагировали: машины притормаживали, водители кричали: «Ууу, давай!». Когда я отвлекался от съёмки и оглядывался, видел, что за спиной человека по четыре в ряд стоят, все смеются, на телефоны снимают.
– Скажи, а почему именно эта лужа? Какая-то личная вендетта? Она убила твои любимые ботинки?
– Да я на работу каждый день хожу через эту лужу! Давно к ней присматривался, она ведь каждый год здесь. И две недели назад, когда искал каяк, тоже уже была здоровенная. Плюс хотелось, чтобы в кадре были узнаваемые виды центра Омска. Понимаю, что во дворах лужи и шире, и глубже, и страшнее, но дворы мне идейно не подходили, нужна была магистраль.
– Какой реакции ты ожидал от властей? Они вообще как-то проявили себя, ну кроме того что лужу откачали?
– На данный момент никто из администрации со мной не связывался. Но, думаю, ситуация изменится после того, как мы реализуем весь проект «ОмскЗа300». Ведь это не одиночная идея, я буду поднимать и другие темы. Состояние дорог, повальную вырубку деревьев, метро многострадальное, грязь, детские площадки – всё иронично обыграем. Как именно, пока не скажу, секрет.
– В целом как считаешь, идея с байдаркой себя оправдала?
– Более чем. Все СМИ написали, у моей записи сотни репостов. Но даже если бы их не было, всё равно был бы доволен, это же ещё и мой как фотографа проект, творчество, идеи, которые я рад реализовать.
– И последнее: почему именно «ОмскЗа300»?
– Трёхсотлетие прошло, городу идёт триста первый год. Так что это попытка пошутить: есть ли жизнь после трёхсот? Ещё существует такой анекдот про тракториста, но его я рассказывать не буду.