Директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» прокомментировал, чем грозит Омску продолжающийся выброс вредного вещества и кто может быть виновен в этом.
– Расскажите пожалуйста, какие у вас рабочие версии в настоящий момент сложились? Кто мог сделать выброс?
– Рабочих версий у нас несколько. Ситуация осложняется тем, что на весь Омск один прибор, которым можно анализировать концентрацию данного вещества в воздухе. Причем этот прибор настрадался. Из-за резких перепадов концентрации в разных районах он, по неофициальной информации, «запрыгал» и требует калибровки.
– И все же, есть ли какая-то конкретика относительно возможных виновников?
– Что же касается версий, то во-первых, нельзя списывать версию о том, что это газораспределительная станция, не стоит отметать предположение, что виновен «Омскгоргаз». Далее, технические предприятия, которые используют этилмеркаптан – все под подозрением. Однако мы не можем толком их проверить. Дело в том, что «Оренбургский ГПЗ», который производит этилмеркаптан сообщает, что передал список всех покупателей из Омска в наши края, но кому – до сих пор неизвестно. Глава Минприроды Еремин настаивает, что список у следователей, а они –что у Еремина. Среди других наших версий – «Омский каучук», хоть они и открещиваются, утверждая, что этилмеркаптан не используют. Есть еще одна версия, но ее мы пока не озвучиваем публично. Расскажем следователям, так как им дней через десять надо будет выйти с официальным заключением.
– Чем для Омска в итоге может обернуться этот продолжительный выброс? Люди называют происходящее «экологическим терроризмом» – насколько он опасен?
– Для людей с заболеваниями нервной системы это, безусловно, опасно. Я, к сожалению, не медик и не могу объяснить этих процессов, но я знаю, что постоянное ощущение запаха вызывает не только головную боль, тошноту, но еще и раздражение нервной системы, вплоть до доведения до самоубийства, например. Если человек неуравновешенный по жизни и с трудом себя сдерживает, то вдыхая такой запах он может понять, что вообще жить незачем. Но это я вам крайние варианты предлагаю. Сам по себе этилмеркаптан смертельного отравления не вызовет, это не аммиак, которым не подышишь, а здесь – можно подышать.
– А для природы будет ли заметен какой-либо вред?
– Для природы масштабных вредных последствий не стоит ожидать. Здесь речь идет о считанных десятках литров на тонну, может быть. Просто у нас очень низкий порог чувствительности. Тем не менее, среди птиц, да, есть случаи гибели. Доказать, что это произошло из-за этилмеркаптана никто не сможет.