На процесс по делу бывшего главного архитектора градоначальник прибыл со своей фирменной осторожностью и специально обученным юристом.
Сегодня в Центральном районном суде прошёл допрос необычного свидетеля: на процесс по делу бывшего главного архитектора Анатолия Тиля пришёл мэр Омска Вячеслав Двораковский.
Тиля обвиняют в превышении должностных полномочий, повлёкшем причинение тяжких последствий. Речь идёт о продаже трёх участков городской земли в 2014-м году: прокуратура считает, что из-за искусственного ограничения конкуренции (земля отошла новым владельцам без торгов) городской бюджет недополучил 14 миллионов рублей.
Градоначальник явился в суд в сопровождении юриста – начальника судебно-правового отдела департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска Олега Баланова. Тот благоразумно сел на первый ряд и периодически громко шептал шефу: «говорите, что затрудняетесь ответить» или «настаивайте, что действовали в соответствии с законом».
Первым свои вопросы мэру задал прокурор Дмитрий Казанник. Беседа крутилась вокруг продажи земли компании «Фармакон»: обвинителю было интересно, как рассматриваются заявки на приобретение городской земли и в каком случае должны проводиться торги.
«Работу эту делает департамент архитектуры в соответствии с Земельным Кодексом. Там формируется пакет документов, которые после прохождения согласования в департаменте правового обеспечения приходят ко мне на подпись», – пояснил мэр.
Осенью 2013-го Горсовет принял 131-е решение, уточнившее правила продажи городской земли: теперь в случае, если на один участок претендует несколько заявителей, департамент имущества должен был проводить аукцион.
В результате в «подвешенном состоянии» оказались люди, которые подали свои заявки до вступления решения в силу, но оформить собственность на землю не успели. Их фактически вернули в начало процедуры оформления, чему многие были не рады. Последовало несколько обращений в суды, которые, по словам Двораковского, приняли сторону расстроенных недоземлевладельцев.
«То есть что происходило, если в департамент архитектуры поступала заявка о предоставлении участка, на который уже есть другие заявки?» – уточнил Казанник.
«Тогда продажа происходит на конкурсной основе. Публикуется информация об участке и дате торгов», – пояснил мэр.
С ООО «Фармакон», однако, вышло по-другому: несмотря на то, что на ту же землю претендовало ещё несколько компаний, участок был продан без торгов. В феврале 2014-го этим фактом заинтересовалась прокуратура: мэру Омска даже внесли представление об устранении нарушений. Двораковский, однако, признался, что этого конкретного документа не помнит. Причину этого он объяснил не без толики иронии:
«Мы прокуратурой обласканы, в день по 12-15 материалов от них приходит».
Спустя месяц юристы администрации подготовили и отправили прокурорам ответ, в котором сообщали, что проведённая правовым департаментом проверка не нашла оснований для привлечения руководства Депарха к дисциплинарной ответственности. Что, по версии защиты, говорит об одном: нарушений действующего законодательства не было.
– Имел ли право департамент действовать вопреки воле заявителя, который хочет предварительно согласовать место размещения объекта без аукциона, и отправить эту заявку на торги? – уточнила адвокат Анатолия Тиля.
– Департамент архитектуры в этом случае может действовать только в рамках своих полномочий, не нарушая действующего законодательства, – многозначительно ответил Двораковский.
Однако в целом градоначальник согласен с позицией, высказанной в том мартовском ответе прокуратурой, и не видит в спорной сделке нарушений. В конце концов, все проекты серьёзнейшим образом проверялись правовым департаментом.
«Постойте», – не согласился прокурор.
Обвинитель попросил уточнить, чего всё-таки в данном случае требовал закон: торгов или продажи без аукциона? Противоречие какое-то выходит.
«Так именно для того, чтобы его устранить, Горсовет и принял 131-е решение», – пояснил Двораковский. На этом месте Баланов, явно уставший нашептывать мэру правильные ответы, попросил о десятиминутном перерыве. Для того, чтобы лично переговорить со свидетелем.
После перерыва прокурор вновь задал свой каверзный вопрос: почему Двораковский говорит, что по правилам аукцион должен был быть проведёнЮ но в то же время подтверждает высказанную в письме позицию, по которой отсутствие аукциона нарушением не является?
«Вопрос очень сложный, – признался мэр, – потому я прошу паузу, чтобы разобраться. Понимаете ли, детали конкретной сделки трудно запомнить, когда смотришь такие дела тысячами. Но я уверен, что здесь нет никакого противоречия».
Судья Ермолаева согласилась с просьбой Двораковского и объявила перерыв. Допрос мэра Омска продолжится утром в день космонавтики. А через одно заседание, вполне вероятно, свои показания даст сам Анатолий Тиль.