Бывший мэр Петрозаводска заявила, что в Омске выберут не мэра, а сити-менеджера. Она рассказала БК55 о том, что думает о новой процедуре выборов и о противостоянии городской и региональной власти.
– Галина Игоревна, мэром Петрозаводска вас избрало население. Что вы можете сказать о процедуре выборов градоначальника комиссией из депутатов?
Люди голосуют за человека. Они должны понимать, что он говорит, видеть результаты его работы и быть готовыми идти за ним. Институт сити-менеджера – это возможность подобрать тех людей, с кем тебе удобно работать. Попросту назначение. А кого будут выбирать? Точно не таких, как я. Будут выбирать людей из «своего» круга.
Популяризация сити-менеджеров – это попытка убрать политику из города. Уже есть исследования, которые доказывают, что институт сити-менеждеров не эффективен. А ссылка на зарубежные страны, в которых это работает, не референтная, потому что там к этому пришли совсем по другим причинам. Отсутствие политики в городе усиливает гражданскую политику, из-за чего порождается очень много конфликтов: все незащищенные слои населения начинают отстаивать свою позицию, хотят, чтобы их услышали. Люди не могут так жить, в постоянной войне. Это ненормально. Все нужно делать законным путем.
– Конфликт областной и городской власти – общероссийская проблема?
– Мэру нужно четко осознавать свою позицию: либо ты проведешь на этой должности недолго, но сделаешь то, что запланировал, либо поменяешься и будешь выполнять поручения сверху. Это выбор человека и компромисса можно достичь не всегда. У меня был вариант «делай что должен и будь что будет».
В стране сложилась система вертикали власти. На уровне региона главный губернатор, и все должно быть так, как он считает нужным. А мы, местное самоуправление, не ввязываемся в эту битву. Смысл местного самоуправления в том, чтобы сделать его крайним, слить в унитаз. Все проблемы, которые есть, это проблемы городской власти. А все возможности – наверху, у губернатора. И чтобы получить деньги из бюджета, который заработал город, тебе нужно пройти семь кругов ада и стоять с протянутой рукой. Эта система, по моему мнению, создана специально.
Мы должны признаться, что мы не демократическое государство и что у нашей власти есть лишь те ценности, которые заявлены по двум главным федеральным телеканалам. У нас губернатор приходит, а ему уже назначен первый заместитель, за которым числятся криминальные истории.
– У нас никто не рвется в мэры, все уже названные кандидаты берут самоотвод. За две недели до закрытия приема заявок – полтора кандидата. Как думаете, почему так сложилось?
– Потому что это иллюзия – нет никакого выбора. Там сделано все, чтобы человек увидел и понял, что бюрократия в его жизни начнется с этого самого момента. Это могут пройти только очень стойкие люди, которые действительно хотят что-то изменить. Или те, которым приготовили все документы и сказали идти. Я считаю, что в Омске мэром станет тот, кого назначит губернатор. Возможно, политические элиты подготовят своего кандидата, и тогда губернатор будет с ними торговаться. Вообще, это все очень печально.
Одно дело быть избранным мэром, а другое – сидеть на крючке у губернатора и знать, что он тебя назначил. Вообще, сити-менеджер – это нарушение конституции, хартии местного самоуправления. Это прямой пример вертикали власти.
– В Омске чиновникам к пенсии до сих пор платят увесистые надбавки. Как избавиться от этой траты бюджетных денег?
– В условии дефицита бюджета таких трат просто не должно быть. Я не считаю, что работа чиновника настолько вредная, что требует каких-то специфических подходов к пенсионной системе. Это именно те траты, с которых надо начинать чистить бюджет. Тогда сразу появятся деньги и на благоустройство, и на компенсации работникам социальной сферы. Но сити-менеджеру это делать незачем, потому что он не подчиняется населению – они его не выбирали.
– Что думаете о компании «Он вам не Димон»?
– Хорошо, что такие вещи вскрываются. В «Яблоке» есть Центр антикоррупционной политики, который занимается не только расследованием и выявлением преступлений, потому что все знают, что коррупция у нас процветает. Проблема в системе, которая позволяет в нашем государстве происходить таким вещам и даже не реагирует на это. Вопрос в том, что делать? Можно выходить на митинги, а можно думать над улучшением системы. Выход только один – нужно менять власть законными способами. Но население не идет на выборы, а если и идет, то голосует не за тех людей. Нужно научиться думать и понимать, что от нас зависит то, как мы будем жить.
Екатерина Суставова