На это обращает внимание депутат Законодательного собрания Омской области, главный врач МСЧ №9 Юрий Шаповалов.
«Предельно допустимые нормы превышены в 406 раз, а заявления от губернатора так и не последовало. В Законодательном собрании мы поднимали этот вопрос, идет следствие. Но равнодушие властей ощущается», –заявил БК55 г-н Шаповалов.
Омичи продолжают жаловаться на запах этилмеркаптана, но по словам того же г-на Шаповалова, в его лечебном учреждении количество обратившихся с недомоганиями не увеличилось.
«Мы отслеживаем эту ситуацию. И министр (имеется в виду министр здравоохранения – примечание БК55) нас об этом просит докладывать», – рассказал главный врач МСЧ №9.
Но по наблюдениям омичей, МСЧ №9 находится в том районе, где почти не ощущается запах. Санаторий «Рассвет», которым руководит Натела Полежаева, наоборот, в самом эпицентре распространения этилмеркаптана. Как уже выяснено, именно это химическое вещество вызывает неприятный запах. Г-жа Полежаева вслед за коллегой Шаповаловым признает, что заявления от властей до сих пор нет. В связи с этим не ясно, как реагировать.
«Да, люди жалуются на повышенное или пониженное артериальное давление, рвоту, тошноту. Уже известно о превышении предельно допустимых норм, но пока не было заявления соответствующих органов, говорить об опасности юридически нельзя. Хотя, уверяют, что в городке Нефтяников уже видели людей в противогазах», – пояснила нашему ресурсу Натела Полежаева.
Бывший главный врач поликлиники Омского нефтезавода г-жа Полежаева не понаслышке знает, насколько опасным может быть это предприятие. Как рассказал БК55 один из бывших сотрудников нефтезавода, много лет проработавший на предприятии, уволившись с ОНПЗ он даже квартиру выбрал себе в отдаленном от источника химической тревоги районе Омска. Впрочем, Натела Полежаева уверяет, что ее санаторий как в оазисе, потому что находится возле Иртыша, который играет свою благотворную роль.
Любопытно, что именно нефтезавод разослал СМИ наибольшее количество пресс-релизов о том, что предприятие не является источником отравления воздуха. Тем не менее на сегодняшней пресс-конференции, посвященной опять таки не химзаражению, а итогам прошлого года, прокурор области Анастас Спиридонов дал понять, что искать начало этой дурно пахнущей истории стоит в промзоне ОНПЗ.
18 марта, по его словам, спецы прокуратуры ездили в район нефтезавода. Там обнаружили, что на буферных прудах ОНПЗ идут ремонтные работы. И там же зафиксировали превышение по наличию одоранта в 64 раза. Впрочем, впрямую прокурор не назвал виновников городской вони.
А вот осведомленный источник БК55 был более конкретен. По его словам на нефтезаводе третий месяц идет запуск нового оборудования по производству битума. Видимо, не все гладко с его монтажом, и как только оно начинает функционировать, происходит выброс.
Заметим, что омичи по-прежнему активно жалуются на недомогания, вызванные выбросом химвещества в атмосферу. Самые распространенные – резкое понижение давления, которое у людей с проблемными сосудами головы может привести к потере сознания, а также рвота без явной причины. Интересно, если все-таки ОНПЗ признают виновником запаха, принесет ли его администрация извинения омичам и позволит ли за его счет лечиться тем, кому подобное оздоровление необходимо.
Хотя опрошенные БК55 специалисты сходятся во в мнении, что, скорее всего, одному из самых крупных предприятий региона удастся избежать ответственности. Порукой тому глава региона, вышедший из газпромовских коридоров. Судя по всему, и заявление от губернатора пока не последовало, потому что главный офис Газпрома ему такого разрешения не дал.
Хотя, с другой стороны, сами посудите, когда областным властям давать официальные комментарии относительно запаха в областном центре?! Им некогда. Они делят портфель мэра. И негативные заявления по поводу виновности или наоборот (во что верится всё меньше и меньше) столь важного предприятия стоящим у руля региона не нужны. Думать про людей там не собираются. Омск, к сожалению, превратили в банановый придаток империи, где можно безбоязненно портить атмосферу и здоровье людей.
Марк Киселев
фото ИД «ТРИЭС»