Согласно новым нормам, каждая упаковка медицинских препаратов будет иметь собственный QR-код.
В России стартовал эксперимент по маркировке лекарств специальными QR-кодами. Это сделано для защиты потребителей от фальсификата и контрафактной продукции, прозрачного регулирования цен и контроля за количеством лекарственных препаратов в регионах. Цели благие, однако, как отмечают специалисты, затраты на маркировку могут привести к значительному подорожанию лекарств – вплоть до 20%.
Сегодня в Омске прошел круглый стол, на котором представители Министерства здравоохранения Омской области и руководители крупных аптечных сетей региона обсудили, к чему могут привести такие нововведения и действительно ли омичам стоит готовиться к резкому подорожанию лекарств.
Как рассказала директор Территориального центра по сертификации и контролю качества лекарственных средств Юлия Романчук, сейчас на рынке лекарств лишь 0,01% фальсифицированной продукции и 0,81% недоброкачественной. Тем не менее, для того, чтобы горожане были уверены в том, какое лекарство покупают, они будут маркироваться специальными кодами, предполагается, что это будут QR-коды. Всю информацию можно будет получить, просканировав код с помощью смартфона или электронного устройства в аптеке.
«Как появляются фальсификаты и контрафакт на рынке? После того, как реализуется основная партия легального товара, происходит вброс такой же серии препаратов нелегальных. Когда заработает новая система, это станет невозможным. В базе будет информация о легально выпущенном препарате, и весь этот препарат будет помечен меткой. Когда произойдет вброс, даже если препараты будут снабжены такой меткой, в общей базе этой упаковки уже не будет. Эту информацию фальсифицировать нельзя», – рассказала Юлия Романчук.
Возражение на эти доводы нашлось у Виктора Щукина, руководителя отдела информационных технологий сети «Фармакопейка». Он отметил, что подделать QR-коды не так уж сложно.
«Система кодирования будет иметь определенную цикличность, и все заводы будут ее соблюдать. Абсолютно несложно выявить эту цикличность и изготовить QR-код. Если водяные знаки подделывают, то QR-код – это вообще ерунда. Соответствующая информация к коду уже привязана у официалов. Недобросовестные ритейлеры смогут быстрее выпустить в продажу контрафакт, чем туда попадет лицензионный товар.», – отметил Виктор Щукин.
Юлия Романчук заявила, что об этих программных тонкостях не осведомлена и предложила судить о том, можно ли подделать коды, по пилотному проекту.
Собравшиеся дали свои прогнозы по поводу возможного подорожания лекарств, и мнения у них разделились.
Как подчеркнула Светлана Карлова, замначальника отдела по организации лекарственного обеспечения управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств МЗОО, цены на жизненно важные лекарственные препараты фиксированы, размер надбавок строго определен. При этом с помощью новой системы можно будет отследить цепочку посредников на пути препарата от производителя к потребителю, ценообразование станет более прозрачным.
«Очень трудно отследить всю цепочку. Контролирующие органы видят только начальный этап и конечный, когда надбавку сделала уже розничная сеть. Сколько было посредников – все идет на совести оптовика, дал ли он настоящую информацию, или нет. Если говорить об этом, то мы ждем, что цены будут удешевляться», – сообщила Светлана Карлова.
Высказались и представители аптечных сетей.
«Если сделают QR-кодирование, то на цены это не повлияет. Если придумают что-нибудь вроде RFID, как на шубах, или DataMatrix, то, конечно, будет подорожание, – заявил директор сети «Омское лекарство» Игорь Богдашин. – Ридеры и остальное оборудование лягут на плечи розницы и, соответственно, на потребителя. При этом QR-кодирование, на мой взгляд, не решит проблему фальсификации».
«Аптеки будут отягощены бумажной работой, минимум, на полгода, – отметил гендиректор ООО «Аптека «Биомедсервис» Олег Мирошник. – Стандартизация, с одной стороны, хорошо, но если существуют проблемы, то это их не решает. На цене все это никак не отобразится, потому что нагрузка идет только на аппарат. Могут быть проблемы только у маленьких аптечных сетей и одиночных аптек».
А вот представитель «Фармакопейки» Виктор Щукин сделал не очень утешительный прогноз. По его мнению, подорожание лекарств вполне вероятно.
«Цены однозначно возрастут, это мое мнение. Любое действие – это затраты. Уникальные коды печатать намного дороже, чем одинаковые, – подчеркнул он. – Если поступят так, как в системе ЕГАИС, то при продаже каждый продукт сканируется специальным штрих-кодером. У нас 600 аптек, в среднем 2 кассы в аптеке, соответственно, на 1200 касс нужно купить по одному штрих-кодеру за 5 тысяч рублей. Это затраты».
Не меньшие затраты аптеки понесут на продлении электронных ключей защиты, поддержке и настройке новой системы, модернизации касс дополнительным ПО – все эти расходы отразятся и на покупателях, резюмировал Щукин.
«Цена вырастет, но не думаю, что значительно, издержки аптеки примут на себя. Определенные условия диктует рынок, а наценки будет делать производитель. Для потребителей особо ничего не изменится», – высказал мнение Василий Барняченко, коммерческий директор сети аптек «Семейная».
С ним был солидарен Александр Синдеев, директор АО «Научно-производственная компания «Катрен».
«Вряд ли цены вырастут, так как все регулируется рынком. Как бы ты ни хотел цены поднять, ты все равно находишься в определенном коридоре конкуренции. Она есть и у производителей, и у дистрибьюторов, и в рознице. Для конечного потребителя ничего не изменится», – рассказал он.
Большинство представителей омских аптечных сетей сошлись на том, что покупателям бояться подорожания лекарств не стоит. Однако что произойдет после таких нововведений с рынком на самом деле, покажет только время.