Мэрия утверждает, что и не планировала сокращать финансирование.
Центральной темой сегодняшнего заседания комитета омского Горсовета по финансово-бюджетным вопросам стала проблема КТОСов. Глава профильного департамента мэрии Инна Парыгина предложила поправки к бюджету, в соответствии с которыми финансирование этих организаций снова увеличивалось на 44 миллиона рублей. Напомним: в конце года эти материи бурно обсуждались в городском парламенте, и депутаты постановили финансирование КТОСов урезать из-за дефицита денег и общего непонимания, чем занимаются «комитеты территориального общественного самоуправления» и нужны ли они вообще горожанам. Фракция «Единой России» уже успела вписать эту бюджетную оптимизацию в перечень своих заслуг – но тут возникла Парыгина с её проектом.
Первым из депутатов высказал своё недоумение коммунист Иван Ивченко.
– В связи с чем появилась потребность в увеличении финансирования КТОСов? – спросил он. – Ведь несколько месяцев назад мэрия согласилась с сокращением. Да и прокуратура выявила нарушения: только несколько процентов от перечисляемых денег идёт на организационно-технические вещи...
Парыгина начала объяснять (долго, с паузами, которые заполнялись традиционными и мучительными для слушателей «э-э-э» и «мнэ-э-э»):
– Несколько лет... несколько десятков лет общественные организации поддерживаются за счёт местного бюджета. 44 миллиона – это сумма, необходимая для доведения до полного содержания. Первое решение, принятое в ноябре, даёт возможность финансировать КТОСы только полгода.
– Так с чем связана необходимость финансировать КТОСы? – не унимался Ивченко. – Это же общественная организация!
– Это общественная организация, которая проводит на всех уровнях политику по стабилизации социального положения! – был ответ. Судя по интонациям, глава финансового департамента была уверена, что эти её слова можно отливать в граните.
– Хорошо, но почему не учитывается мнение населения? – в голосе Ивченко слышалось явное недоумение. – Ведь по всем опросам горожане за то, чтобы убирать эти КТОСы – под нож, под корень!
– Это деструктивно! – с готовностью возразила Парыгина; радикализм оппонента явно усиливал её позиции в этой дискуссии. – И представители федеральной власти, в том числе президент, неоднократно высказывались о том, что надо организовывать общественные обсуждения по каждому вопросу! Поэтому нам необходимы КТОСы.
Исполнявший обязанности главы комитета Алексей Саяпин явно был на стороне мэрии (спойлер: как и все прочие депутаты от «Единой России»), да и просто не хотел, чтобы разговор затянулся: ситуация явно могла выйти из-под контроля.
– Ну, вы ответили, – помог он Парыгиной.
Но и следующий из выступавших заговорил о том же. Ещё один коммунист, Леонид Михайленко, задал вопрос по существу, без предисловий:
– Не связано ли это с выборами в Горсовет?
– Нет, – отрезала Парыгина. Сложно сказать, поверил ли ей кто-нибудь.
Дальше слово перешло к «Справедливой России». Елена Свешникова решила немного порассуждать вслух:
– Мы не знаем, чем занимаются КТОСы, – это понятно. Финансирование идёт искажённо, не так, как хотят горожане. Это понятно тоже. Непонятно, почему мы утвердили в конце года сумму, а её потом распределили только на полгода...
Парыгина внезапно перешла к более туманному стилю:
– Можно, конечно, размазать масло по бутерброду тонким слоем, но ведь ухудшать положение гражданина мы не можем!
Что это за гражданин, выяснить, к сожалению, не удалось. Свешникову образная система вице-мэра явно не слишком впечатлила, и она продолжала добиваться чёткого ответа:
– Почему сокращение опять увеличивается?
– Но Инна Александровна дала ответ на этот вопрос, – снова вмешался Саяпин.
Впрочем, Парыгина была готова держать удар и даже контратаковать:
– Мы понимаем, Елена Ивановна, что вы новенький депутат, многого ещё не знаете. И мы готовы вам помочь – может быть, организовать обучение...
Оперативно отреагировать на такое ехидство Свешникова не смогла. В этот момент слово взял вице-спикер и член «Единой России» Василий Мамонтов, попытавшийся сменить тему. Транспортные тарифы, компенсация разницы муниципальным предприятиям и т. п. Но этот номер не прошёл: следующий вопрос был задан коммунистом Геннадием Дроздовым, и он снова был о КТОСах.
– Я давно работаю с КТОСами, Ц начал депутат. – И в разговорах с председателями, со старшими по домам пришёл к мнению, что сейчас эти комитеты не выполняют необходимых функций. Существуют ли планы организации?
Парыгина парировала и это:
– Есть рабочие группы по этим вопросам, и от вас, Геннадий Николаевич, ни одного предложения за пятилетку не поступило, – заявила она с торжествующей улыбкой.
Дроздов, по его словам, ни о каких специальных рабочих группах не слышал, – и очень хотел бы, чтобы реальная работа по реорганизации КТОСов началась поскорее.
– У меня конкретный вопрос: будет такая работа вестись? – настаивал он.
В этот момент ситуация явно начала выходить из-под контроля Саяпина. Он пытался перебить Дроздова с его вопросом, а когда это ему не удалось, отключил микрофон. Но и после этого из зала был слышен голос коммуниста, которому никто не объяснил: будут ли что-то делать с комитетами или им просто дадут побольше денег.
От вопросов перешли к выступлениям. Начал всё тот же Иван Ивченко:
– У меня складывается впечатление, что в ноябре прошлого года здесь был филиал комедийного театра. Все кричали про финансирование КТОСов... Я выступал, а мне кричали, что мы уже всё порезали и пустили деньги на другое. Почему нас не предупредили, что масло не будут размазывать, а положат на пол-куска? Я прошу депутатов просто быть последовательными!
Свешникова это выступление поддержала целиком и полностью:
– Получается, что нас обманули, и наши избиратели тоже оказались обманутыми...
Парыгина и тут не упустила возможность нанести ответный удар:
– Я, конечно, понимаю, что вы, господа депутаты из оппозиционных партий, опасаетесь жёсткой конкуренции. Но я ещё раз скажу: КТОСы политикой не занимаются!
Голоса из зала наперебой возражали вице-мэру: мол, занимаются, да ещё как. Тут Парыгину поддержал (надо признаться, довольно неуклюже) Саяпин:
– Каждый человек имеет право заниматься политикой!
«Но не каждый может делать это на государственные деньги», – резонно заметил вполголоса кто-то из журналистов. В общем шуме внезапно зазвучал голос первого вице-мэра Сергея Фролова:
– Вот у меня план мероприятий, в которых участвуют КТОСы, – начал он. – Подготовка к Новому году, патриотика, работа с ветеранами, масленица, субботники, «флоры», конкурсы на лучшее содержание двора, День города, «Поход в школу». Здесь никакой политики нет! Ещё один вопрос: через 3 месяца у нас будет новый мэр, через 5 месяцев – выборы в Горсовет. Вы хотите остаться без КТОСов?
Но и это было не всё:
– Я прекрасно помню, – продолжал Фролов, и в его голосе почему-то послышалась угроза, – был разговор: сейчас спишем – потом добавим! И я никого не обманываю!
«Какой разговор?» «С кем?» «Не было такого!», – кричали с мест. Тут и Саяпину пришлось признать очевидное:
– Этот разговор, наверное, был не на комитете, – предположил он робко.
Заявление на тему «КТОСы работают, и политики там нет» взялся прокомментировать Михайленко:
– Я согласен, – признал он, – они работают. Но есть ещё один пункт – работа по выборам. Есть такое: когда старшие узнают, что был с агитацией коммунист, – они тут же бегут всё срывать, вытаскивать листовки из почтовых ящиков. Весь КТОС во время предвыборной кампании занимается этим!
Спорить с коммунистом почему-то никто не стал. Может быть, даже наоборот: именно так можно трактовать очередное заявление Фролова.
– В марте будут выборы президента, – вспомнил вдруг первый вице-мэр. – Это работа, в которую будем вовлечены мы все!
Надо надеяться, речь не о вытаскивании из почтовых ящиков агитации Навального, например. Далее выступил глава администрации Ленинского округа Владимир Стрельцов, рассказавший, что в его округе на КТОСы планируется потратить то ли 12, то ли 13 миллионов. В том числе 9 миллионов – на зарплаты. Нынешних средств хватит в аккурат до 1 июля, и сообщение об этом ещё раз показало: городские власти изначально рассчитывали предусмотренные в ноябре деньги только на полгода.
По предложению Мамонтова под выступлениями «подвели черту», как это принято называть в Горсовете, проще говоря, решили: «пообсуждали и хватит». Ивченко предложил вычеркнуть из проекта поправок пункты про КТОСы, но это предложение оперативно отклонили. Дальше надо было переходить к голосованию сразу во всех чтениях, но вот тут произошло неожиданное: депутаты-оппозиционеры встали и ушли. Леонид Михайленко, Геннадий Дроздов, Иван Ивченко, Алексей Ложкин покинули зал заседаний, улыбаясь и демонстративно прощаясь с прессой. Елена Свешникова тоже исчезла – причём непонятно, когда именно это произошло. Но это всё детали, главное другое: комитет внезапно оказался без кворума. Из 13 депутатов осталось всего 8 при необходимых хотя бы 9.
Решение проблемы было найдено довольно быстро: Саяпин дозвонился до коллеги Евгения Аронова, находившегося где-то неподалёку. Уже минут через 10 Аронов входил в зал со словами: «Ну вот, стоило вас ненадолго оставить...» Встречали его с радостью: «единороссы» явно очень хотели проголосовать. В итоге один воздержался, остальные – «за». Теперь поправки, включая те пункты про 44 миллиона для «общественников», будет рассматривать Горсовет.